Новости Томской митрополии

Источник информации: Томская митрополия
5 Ноября 2013
4 ноября 2013 г. в библиотеке воскресной школы храма святого благоверного князя Александра Невского в рамках приходских мероприятий, посвященных 1025-летию Крещения Руси, состоялись лекция и «круглый стол» для прихожан храма, студентов вузов г. Томска по теме «Православие – "исходный" код русской культуры».

Тематику встречи определили два важнейших для России события, которые отмечаются 4 ноября, – праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства.

В этот день в рамках традиционной воскресной проповеди настоятель храма иерей Сергий Никаноров зачитал фрагмент Слова Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла «Преодоление смуты». В своем Слове Первоиерарх говорит об актуальности и злободневности уроков Смутного времени для современной России, необходимости сохранять верность и единство в следовании традиционным духовным ценностям, которые прошли испытание временем и позволят нашей стране преодолеть всяческие трудности и смуты.

Анализу проблемы объединения русской нации через возвращения к исходным ценностям Православия была посвящена лекция помощника настоятеля по педагогическим вопросам, кандидата филологических наук, доцента историко-филологического факультета ТГПУ Анастасии Николаевны Кошечко, которая предложила собравшимся поразмышлять над вопросами: «Почему состояние современной культуры и современного российского общества может быть определено как апостасийное?», «В чем причина тех кризисных явлений, которые определяют систему ценностей современного человека?», «Какие исторические предпосылки определили возникновение духовного вакуума и отсутствие ценностных ориентиров в современном российском обществе?», «Как можно преодолеть апостасию?», «Какие условия необходимы для объединении русской нации?».

По мнению Анастасии Николаевны, для этого необходимо преодоление следующих деструктивных тенденций современного российского общества. В мире, который считает себя нормальным и естественным, происходит «подмена Христа» как Абсолютной Истины «сиюминутными душевными переживаниями и интеллектуальными мудрованиями» и, как следствие, человечество утрачивает нравственные и духовные ориентиры. Утверждение атеистической позиции как закономерное следствие такого отказа приводит к добровольному отказу от русской культуры и ее ценностей. Богоотступничество, под действием деструктивных процессов закономерно перерастающее в богоборчество, является не просто личным выбором в пользу определенного вектора развития, а национальным грехом, ведущим к разрушению нации в целом. Апостасийные процессы отчетливо обозначают духовные антиномии, существующие в сознании человека кризисной, «пограничной эпохи»: метафизическая и духовная пропасть возникает не между добром и злом, не между положительным и отрицательным, а между теми, кто сохраняет веру в Бога и, соответственно, представление об иерархическом устройстве мироздания, и теми, кто совершает осознанный и деятельный выбор в пользу богоборчества и атеизма как веры особого рода, веры в небытие Бога. Атеистическое мироотношение уничтожает в сознании русского человека самый главный компонент – приоритет духовного измерения над материально-бытовым, лишает личность ценностного вектора развития, замыкает в «обезбоженно-обездушенном мире». В числе одного из самых разрушительных источников апостасии – воспитание неверия и цинизма в молодом поколении, которое и формирует особый тип личности, отрицающей ценностные пределы, неукорененной в собственной культуре, настроенной на деструктивный вариант проживания собственной жизни. Поэтому в современном обществе ценностные вопросы становятся вопросами сохранения культурной идентичности миллионов людей живущих не только в России, но и за ее пределами, вопросами национально безопасности.

Обсуждению этого спектра вопросов был посвящен «круглый стол», который стал логическим и нравственным итогом встречи. Иерей Сергий Никаноров отметил, что разрешение ценностных вопросов невозможно без четких духовных ориентиров, сознательной готовности самого человека к искоренению греха в самом себе. Для этого в духовной жизни ему необходимо выполнение трех важных условий: стяжание ненависти ко греху, подготовка к таинствам исповеди и причастия с помощью поста и молитвы, доверие к промыслу Божию, который постепенно открывает человеку его несовершенство. Исповедь – это завершение процесса работы человека над собой, своими страстями, его духовной борьбы.

Доцент историко-филологического факультета ТГПУ, кандидат филологических наук Евгения Константиновна Макаренко отметила, что многие проблемы современного российского общества (и семьи как одного из важнейших его институтов) обусловлены новым качеством сердца современного человека, в котором преобладает эгоизм, стремление к собственному комфорту, агрессия. Эту мысль поддержала студентка историко-филологического факультета ТГПУ Дарья Бейдерова, которая подчеркнула, что эгоизм происходит из-за некритичного отношения человека к самому себе, праздности ума, который необходимо постоянно тренировать, как и тело, и дух. Без этого, а также без осознания своего несовершенства, невозможна жизнь православного христианина.

Свои размышления о проблеме абсолютного и относительного в разграничении добра и зла современным человеком высказала профессор ТПУ, доктор философских наук Татьяна Анатольевна Чухно, отметив, что большинство людей для себя лично предпочитает выбор делать ситуативно, в зависимости от своих предпочтений и интересов, при этом в своей второй половине подобной «ситуативности» никто принимать не хочет. Это говорит о необходимости удержания нравственной планки, которая определяет этическую нормативность в сознании конкретного человека и общества и для России невозможна вне христианства.

Особое внимание в рамках «круглого стола» было посвящено проблемам современной российской семьи, для которой единение и согласие – задача первостепенная. На вопрос, почему разрушаются семьи, иерей Сергий Никаноров ответил, что это закономерный процесс утраты христианских ценностей почитания родителей, прощения, терпения, утраты семейной иерархии, в которой муж – глава семьи, а жена и дети почитают и уважают его. Семья, в которой люди любят и уважают друг друга, способна преодолеть любые трудности, а вот семья, в которой родственники ссорятся из-за бытовых мелочей, не сможет вынести и малейшего испытания.

Завершилась встреча стихотворением монахини Марии (Тамары Ильиничны Рубцовой) «Молитва о России», в котором глубоко и проникновенно сказано о том, к чему необходимо стремиться человеку, неравнодушному к судьбе своей страны:

Над страною застыла ночь,

И дорога пока темна.

Как хочу я тебе помочь,

Дорогая моя страна.

Как на острове мы стоим,

А вокруг – океан идей.

Милосердьем,

Господь, Твоим

Не оставь, вразуми людей.

Есть желанье, любовь и сила,

Только б в сторону не свернуть.

О, Господь, не оставь Россию,

Укажи ей пресветлый путь.

Все мы так нагрешили много,

Что увязли в грехах и лжи.

Укажи нам, Господь, дорогу,

Путь единственный укажи.

Следующая встреча в рамках цикла лекций и «круглых столов» по теме «Православие – "исходный" код русской культуры» состоится в воскресенье, 24 ноября 2013 года, после Божественной литургии в преддверие Рождественского поста в библиотеке воскресной школы храма святого благоверного князя Александра Невского.

Подготовила: А.Н. Кошечко