Новости Томской митрополии

Источник информации: Томская митрополия
9 Марта 2014
3 марта начался Великий пост. Однако, с тем, как правильно поститься, возникает обычно много вопросов. Как избежать крайностей и провести Великий пост с пользой – об этом наша статья.

Многие считают, что пост – изобретение церковное, православное. Но это не совсем так, пост до нас дошел из далекой древности. В Ветхом Завете сказано, что постились во времена войн, эпидемий, при избрании правителя государства – ни одно судьбоносное событие не обходилось без поста. Кроме того, надо сказать, что постился весь народ: цари и слуги, богачи и нищие, взрослые и дети, и в это время все усиленно молились. С приходом христианства смысл поста приобрел новый смысл.

Великий пост – самый продолжительный из всех церковных постов, он длится 7 недель, начинаясь на следующий день после Масленицы, и оканчиваясь Пасхой. Первые 40 дней именуются Четыредесятницей, в память о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне, а последняя неделя Великого поста носит название Страстной седмицы. Во время нее вспоминаются Тайная Вечеря, предательство Иудой Христа, суд, распятие Христа и погребение. Великий пост приготовляет верующих ко встрече Пасхи.

«Ты на сколько похудела в прошлый Пост?»

Не секрет, что поисками чудодейственных диет охвачена как минимум половина населения земного шара. В ход идет, как вы, наверно, уже догадались, и Великий пост. Действительно, зачастую, люди, соблюдающие православные посты, худеют. Кто-то даже молодеет и хорошеет, чувствует себя более здоровым. Но, вместе с тем, верующие люди не придают этому внешнему большого значения. Тонкость и легкость в душе – вот к чему направлены их стремления. Ведь цель поста не сбавить килограммы, не влезть в любимое платье, ставшее малым, а очистить свою душу.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин писал: «Да постится ум твой от суетных помышлений; да постятся очи твои от видения худого; да постятся уши твои от скверных песней и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия; да постятся руки твои от хищения чужого добра... Вот это и есть христианский пост».

Само происхождение Великого поста необычно. 40 дней, которые мы теперь называем Четыредесятницей, вначале постились вовсе не христиане, а желающие креститься язычники, христиане же постились только в Страстную седмицу, следующую за Четыредесятицей. Крестились в основном по большим праздникам, и чаще в предшествующую Пасхе Великую Субботу. Подготовка не ограничивалась двумя огласительными беседами перед Крещением, прочтением брошюры «Все, что нужно знать желающим принять Святое Крещение», а заключалась в основательном переосмыслении своей жизни. Поэтому эти 40 дней поста были временем молитв, посещения храма, укреплением в решении стать христианином. В знак поддержки и солидарности с готовящимися принять Крещение, в Четыредесятницу стали поститься и христиане. С тех пор все верующие постятся вместе, в одно время.

Семга на шпажках с муссом из авокадо

В наше время поститься стало не просто легко, а даже азартно: «Ты сегодня что готовила? Рагу с мидиями? А я салат из королевских креветок!» А уж какие постные изыски подаются в кафе! Нет, нет, в этих блюдах не спрятаны молоко и яйца, не подумайте. Я о другом. О том, о чем писал святитель Иоанн Златоуст: «Ты посчитай, сколько денег стоит твой обед, когда ты ешь мясо. Затем посчитай, сколько будет стоить твой обед без мяса, и разницу отдай нищим».

Итак, второй смысл поста – приструнить свою избалованную плоть, а заодно и помочь кому-то. Не гордиться, что смог прожить семь недель без вкушения мяса, яиц и молочной пищи, а выйти за границы собственного эгоизма, увидев нуждающегося и проявив к нему милосердие. Немножко перерасти интересы «что мне такого вкусненького бы съесть», когда почти все пресытилось. Или «что еще себе купить», когда уже шкаф не закрывается. Наши гипермаркеты и магазины ультрамодной одежды настроены удовлетворить любой самый привередливый вкус. А человеку не так много-то нужно… Веками люди не знали даже четверти того, что сегодня лежит на прилавках. Отказаться на 47 дней от любимых заморских оливок, и на эти деньги купить хлеба малоимущей семье, а их детям подгузников, поступок вполне в духе поста.

«Три года пощусь, но не выдерживаю и недели…»

Итак, предположим, вы настроились поститься. Начинаете искать информацию о том, чем же питаются православные люди эти 47 дней, и находите, что монастырский устав, а это единственный устав, регламентирующий питание в постовые дни, предписывает: в первый день поста – понедельник – полное воздержание от пищи. В некоторых источниках вы обнаружите, что в этот день не употребляется даже вода. Вторник: в кухню можно не заходить, снова строгий пост. Среда: сухоядение – хлеб, орехи, сухофрукты, вода. Четверг: невареная пища без масла. Пятница: снова сухоядение. Суббота: невареная пища без масла, и воскресенье: вареная пища с маслом. Это самая строгая неделя (седмица) поста. В последующие дни вареная пища разрешается по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям. Подробные сведения о питании в пост можно найти в церковном календаре.

Очевидный факт, что здоровый человек и человек больной гастритом, на такую жесткую перемену в питании отреагируют по-разному. Лично я благодарна за сохранившееся здоровье священнику Феодору Людоговскому, преподавателю Московской Духовной академии, в одной из статей которого я прочитала: «Здоровье не позволяет обходиться без молочного? Пей кефир. Не можешь есть картошку всухомятку, без растительного масла? Лей и не смущайся. Ведь понятно, что по монашескому уставу практически никто из мирян не постится». Одним словом, пост для человека, а не человек для поста. Определиться же с мерой поста можно побеседовав со священником, а великопостные службы помогут сосредоточиться на главном – на своей душе.

Маленькие дети, беременные и кормящие женщины, а также люди с заболеваниями, не позволяющими менять пищевой режим, не постятся. Вернее, правильно будет сказать, они могут поститься, ограничивая себя не в употреблении мяса, а, например, в круглосуточном просмотре телевизора или чтении желтой прессы, отдавая освободившееся время на чтение Евангелия или посещение церковных богослужений.

"Лествица" преподобного Иоанна Лестничника. Лестница — традиционный символ духовного восхождения, к которому нас призывает Великий пост.

Сам себе голова

Большую ошибку совершают те, кто желая поститься, утверждает, что вера - это дело личное, Бог у них в душе, а в Церковь ходить не за чем. «Сколько вредно невоздержание, столько вреден, или еще более, неумеренный пост» - писал преподобный Кассиан. Именно самомнение: «Я сам знаю, как надо поститься, в Интернете прочитал», доводит до обострения заболеваний и уныния.

Если вы хотите все же соблюсти пост, а не прибегать к нему, как лечебному голоданию или диете, то стоит вспомнить последнее и самое главное: пост помогает сделать душу более независимой от плоти, о которой мы заботимся 24 часа в сутки, как бы ей повкусней покушать, подольше поспать, красивее выглядеть, так, что о бессмертной душе и вспомнить некогда.

Пост это время для вопроса «Для чего я живу?» и возможность увидеть себя без прикрас. Он обнажает душу, делает человека более прозрачным. Через истонченную плоть начинают проступать несовершенства, которые обычно человек в себе скрывает. Поэтому, важно в Великий пост исповедаться и причаститься. Иначе, зачем поститься, если увиденный мусор, так и останется в душе? Это время, когда молитвы о неспособности справиться со своей греховностью особенно слышатся, когда сам Бог помогает по-настоящему изменить что-то в себе и своей жизни. Не случайно в первые четыря дня Великого поста в храмах за богослужением читается Великий покаянный канон Андрея Критского. Сама структура Великого поста построена так, что каждая неделя имеет свой духовный смысл, свою духовную направленность. Следуя за значением каждой седмицы, мы приближаемся к Пасхе.

Именно наличием этой радости от встречи с Пасхой и измеряются «достижения» поста.

Автор: Олеся Мазалова