Новости Томской митрополии

Источник информации: Томская митрополия
10 Марта 2014
9 марта 2014 года, в Неделю торжества Православия, митрополит Томский и Асиновский Ростислав совершил Божественную литургию и последование Недели Православия в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска.

Его Высокопреосвященству сослужило духовенство Богоявленского Кафедрального собора.

Чин Торжества Православия, совершающийся ежегодно в первую Неделю Великого поста, был установлен в Греции в IX веке, в память о победе над иконоборческой ересью.

Учение о почитании икон, основанное на Священном Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII века оставалось неприкосновенным. Но последующие 100 лет оказались для Церкви особо трагичными. Иконоборческая ересь вызвала гонения не только против святых образов и мощей, но и тех, кто их почитал. Первым актом иконоборчества было уничтожение по приказу императора иконы Спаса, висевшей в Константинополе над воротами императорского дворца. Видя это кощунство, возмущенный народ растерзал чиновника, исполнявшего приказ. На это император ответил репрессиями.

Иконоборцы сжигали честные иконы и мощи святых, а противящиеся этому христиане, которые боролись за право изображать на иконах Господа Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами, заключались в темницы, подвергались казням. Это столетие ознаменовалось гонениями по масштабу большими, чем от язычников.

Основополагающим моментом в победе над иконоборчеством стал 787 год, когда в Никее был созван VII Вселенский Собор в защиту иконопочитания. В постановлениях собора были даны четкие определения православного вероучения относительно икон и иконопочитания. После этого события наступило ослабление гонений, но только через полвека были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности.

Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжеством Православия.

Позже чин Торжества Православия, был дополнен текстами, содержащими православные догматы. В тексте богослужения провозглашается торжество Церкви над всеми существовавшими ересями, утверждаются постановления семи Вселенских соборов, в том числе православное учение об иконопочитании. Благословляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцов. Также совершается чин анафематствования ложных учений.

В России чин Торжества православия был введен в XI веке, преподобным Феодосием Киево-Печерским. Важное значение для Русской Церкви имеет отмена анафемы старообрядцам в 1971 г.

Подготовила: Олеся Мазалова

Фото: Серафим Жилянин