19 января православный мир празднует событие Крещения Господня, Богоявления – один из древнейших христианских праздников.
Богоявлением называется праздник потому, что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3, 13 - 17; Мк. 1, 9 - 11; Лк. 3, 21 - 22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. С древних времен этот праздник назывался днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тме и сени смертней» (Мф. 4, 16) и спасти по благодати падший человеческий род.
Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3, 27).
В ночь с 18 на 19 января митрополит Тверской и Кашинский Виктор совершил богослужения праздника Крещения Господня - Великое повечерие, утреню и литургию святителя Василия Валикого - в Богоявленском соборе мужского монастыря Нило-Столобенская пустынь Осташковского района, где Владыке сослужили наместник обители архимандрит Аркадий (Губанов) с братией.
По окончании литургии митрополит Виктор совершил Великое освящение воды. По завершении чина освящения правящий архипастырь поздравил верующих с великим праздником Богоявления и обратился с проповедью о событии Крещения Господня во Иордане, когда открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в трех Лицах - Пресвятой Троице.
Накануне праздника Святого Богоявления митрополит Тверской и Кашинский Виктор возглавил всенощное бдение в Богоявленском соборе г. Вышнего Волочка в сослужении благочинного Вышневолоцкого округа протоиерея Василия Киричука, духовенства собора.
По окончании богослужения Высокопреосвященнейший Владыка поздравил верующих с праздником Богоявления, рассказав о важности празднуемого ныне события.
***
Крещение Господа нашего Иисуса Христа - один из великих двунадесятых праздников, который празднуется, не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое торжество - праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все три лица Пресвятой Троицы. В вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении, из отверстых небес «Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лк. 3, 22) и был слышен голос Бога Отца, «глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 22).
Святая Церковь еще с апостольских времен празднует день Святого Богоявления, заповедуя в своих постановлениях так: «да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество».
В праздник Богоявления водоосвящение называется великим по особенной торжественности службы, проникнутой воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.
Праздничное освящение воды ведет свое начало от традиции Церкви Иерусалимской, где уже в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан для воспоминания крещения Спасителя совершением водоосвящения. Издревле и в Церкви Русской, подражая традиции Иерусалимской, совершается в дни навечерия и Богоявления торжественное водосвятие. Благочестивые прихожане стремятся в эти дни запастись святой водой на целый год, чтобы хватило до следующего Крещения, а, приходя домой, окропляют свои жилища святой водой, сообщая им, таким образом, благодать великого праздника.