Новости Тверской митрополии

13 Мая 2015
С распадом советского союза, открытием границ, расширением информационного пространства для бывших советских людей, в нашу страну активно стали проникать идеи всевозможных теософских, масонских, сектантских организаций, в том числе и неоязыческой направленности.

У значительной части советской интеллигенции уже в семидесятых-восьмидесятых годах двадцатого столетия были популярны идеи рериховцев, восточные учения, поиски НЛО. Естественная для думающего человека, не знающего Христа, духовная жажда заполнялась эрзац продуктами фантастов, воспевающих тайную мудрость древних до потопных цивилизаций, «тайные знания богов», идеями языческих верований и философий.

«Внеземные цивилизации», Атлантида, Гиперборея, Лемурия и другие фантастические и полуфантастические образы увлекли немало наших соотечественников, дали импульс для собственных исканий и фантастических теорий.

Одним из заметных феноменов этого движения стала псевдонаучная теория «новой хронологии» А. Т. Фоменко, разработка которой им была начата в конце двадцатого века. На первый взгляд она касалась искажения основ только исторической науки. Но это только на первый взгляд.

Последствия вторжения «новой хронологии» в общественное сознание могут быть очень болезненны. Удар наносится по двум основным целям. Во-первых, – по самосознанию народов России (в особенности русского этноса с его и без того размытым национальным чувством). Во-вторых, – по сфере религиозной, прежде всего по христианству.

Сочинения творцов «альтернативной хронологии» пестрят нападками на историчность Иисуса Христа и Священного Писания, Церкви и святых, они силятся доказать, что все то, на чем зиждется вера христиан, – плод исторических выдумок и историографических недоразумений. И опасность этих измышлений не только в этом.

История, в христианском понимании - это раскрытие во времени Божественного замысла, результат действия в тварном мире Промысла Божия, итог взаимоотношений Всемогущего Бога и людей, наделенных свободной волей. История – это форма свидетельства Бога о Себе. Потому переврать, переиначить, «свернуть» или «развернуть» историю – это значит возвести ложь на Самого Бога, извратить Его дела, затемнить Его образ, запутать пути, ведущие к Нему.

У современной «новой хронологии» был предтеча, о трудах которого критики А. Т. Фоменко и Г.В. Носовского иногда забывают. Это Н. А. Морозов. В советскую эпоху о нем было принято уважительно писать «народоволец» и «ученый-энциклопедист». В сфере науки его можно назвать только «выдающимся лжеученым».

Морозов в первую очередь был настоящим террористом, боевиком, членом экстремистской «Народной воли». За подготовку покушений на императора Александра II его приговорили к пожизненному тюремному заключению. При этом жесткий в начале тюремного срока режим был довольно быстро смягчен, и Морозов смог заниматься научной деятельностью.

На идею пересмотра хронологии всемирной истории Морозов наткнулся совершенно случайно. В самом начале заключения ему одно время не давали ничего, кроме религиозных книг. Морозов вновь, после долгого перерыва, прочитал Библию и решил заняться ее критикой. Евангельские тексты представлялись ему зашифрованными описаниями астрономических явлений. Все события, изложенные в Новом Завете, он истолковывал аллегорически. В качестве «истинного прототипа» Христа он называл святителя Василия Великого. (Причем имя Василий представлялось автором как искажение титула «великий царь». Этот «великий царь», с точки зрения Морозова, был прототипом основателей и других известных религий – Гаутамы Будды, Мухаммеда и др.).

И опять-таки, никакой серьезной аргументации для подобного отождествления не приводилось. Морозов поступал достаточно просто – он находил несколько весьма условных совпадений в датах и выдавал их за точные доказательства. Например, Морозов отмечал, что 1 января отмечается память святителя Василия Великого (это дата его смерти) и одновременно – 1 января – начало христианского года (на самом деле начало церковного года – 1 сентября). Следовательно, Василий Великий и Христос – одно лицо.

Продолжателем «трудов» этого, мягко говоря, формального, неадекватного подхода стал академик математик А. Т. Фоменко, который стал разрабатывать идеи «Новой хронологии» с 1980-х годов.

Если верить в концепцию А. Т. Фоменко, то в принципе нельзя быть приверженцем религии, возникшей до XVII века. Ведь все священные тексты рассказывают, по его мнению, о никогда не происходивших событиях и намеренно сфальсифицированы. Эти представления группы Фоменко оказываются близки самым радикальным сектам движения «New Age», полностью отрицающим предшествующую сакральную традицию. Неслучайно, что в некоторых популярных изложениях концепции Фоменко встречались явные похвалы Рону Хаббарду, а сам А. Т. Фоменко предлагает считать «Книгу Мормона» источником, равноценным Библии ( Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Русь-Орда на страницах библейских книг. М., 1998. С. 342).

Фоменко и Носовский вслед за Морозовым упорно отождествляет Христа с массой других исторических персонажей. Они считают, что Василий Великий и Христос – это одно и то же лицо, затем с ними объединяются иудейский царь Аса, легендарный основатель Рима Ромул и Юлиан Отступник. И наконец, земная жизнь Христа отождествляется с биографией римского папы Григория VII (Гильдебранда).

«Фоменковцы» «отменяют» историю Церкви, яростно «критикуют» Священное Писание, стремятся сокрушить краеугольные камни христианской веры. Чего стоят хотя бы упорно пропагандируемые Г. В. Носовским и А. Т. Фоменко теории, что Ветхий Завет был «написан» после Нового, что христианство появилось задолго до Христа или что одной из исторических форм христианства (!) был «греко-римский пантеон богов с элементами вакхического оргиастического культа» (Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Империя. М., 1996. С. 346, 348).

Если мы полистаем книги творца «новой хронологии» и его соавтора Г. В. Носовского, то узнаем много «нового». Итак! Батый – это не монгольский хан, а казачий «батька», русский князь. Он же – Иван Калита. Он же – Ярослав Мудрый. Тамерлан – это Александр Невский, а родом он из казаков как и Батый. Битва на Куликовом поле (она же битва на реке Калке) происходила в Москве, недалеко от Сретенки. Город Хорезм – это, на самом деле, Кострома, а расположен он недалеко от Ярославля, который, на самом деле, не Ярославль, а Господин Великий Новгород…

Интересно, что в начале 1990-х годов на Рогожском кладбище (духовный центр старообрядчества Белокриницкого согласия) крестился соавтор «новой хронологии» Глеб Владимирович Носовский. Его псевдонаучное творчество поначалу вызвало интерес у единоверцев. «Наш прихожанин написал!» - слышались восторженные слова. Однако при знакомстве с содержанием его опуса восторга не возникло. Возник вопрос: какова должна быть реакция старообрядческой церкви на новое учение, к коему прямо причастен один из её членов?

В 1998 году Г. В. Носовский был приглашен в здание митрополии на на совещание. Своей вины он не признал, заявлял, что его взгляды находятся в полном соответствии с учением Русской Православной Старообрядческой Церкви, а непонимание со стороны собравшихся объяснял невежеством и отсутствием у них научной подготовки.

За упорство и нераскаянность Г. Носовский был «отлучён от святыни». В качестве условия прощения ему было велено написать и опубликовать опровержение своих взглядов, но этого он не сделал до сих пор.

Интересно, что у Фоменко и Носовского есть последователь и в Твери, в чем-то превзошедший их в изобретении псевдоисторических теорий и фантастических версий. Это Г.А. Климов, как представляет его его же издание «КАРАВАН+Я» – «известный писатель, историк, политтехнолог».

Когда читаешь его «исторические книги» трудно понять то ли перед тобой нагромождения обрывков языческих текстов, то ли скучный роман в стиле «фэнтези» с заимствованиями нью-эйджевских лжеучений и идей «новой хронологии». Причем тексты одной его книги могут противоречить другой. Познакомимся с некоторыми выдержками из них.

В книге «Варвары. Первые цари» (электронная версия, Тверь: УМПРО, 2015.) Геннадий Климов пытается «открыть» историю догмата о Святой Троице:

«У наших индоевропейских предков было представление о троичном устройстве мира, откуда оно вошло в христианский догмат о Троице. Триглав един в трех лицах: Чернобог, Белобог и некий Хамбог, ассоциирующийся с красным цветом. Понятие аналогично ведическому Тримурти» (стр. 252).

В книге «СЕМАРГЛ Гиперборейский бог огня» (Г. Климов, Москва, Амрита-Русь, 2010) у него уже другая версия:

«Главным же богом Руси был Триглав, который един в трех лицах - бога Сварога, бога Перуна и бога Свентовита. Что соответствует христианской троице: Отец – Сын - Святой Дух» (стр. 40).

«На Руси бог Перун - второе лицо Троицы, является Богом Сыном. Бог Сын - это первенец, Пуруша, Разум, Логос, Иисус. Древние русские именовали Его Перуном, т.е. Первенцем Человечества» (стр.38).

Источники таких глубоких «открытий» не приводятся.

Книга «Код России» (Климов Г.А., ООО «Издательский дом «Тверское княжество», 2013) открывает нам новые «прозрения» автора:

«Иисус Христос, скорее всего, повел свое детство и юность в современной Мордовии, в России. Но бывал он, вероятно, в разных провинциях. Это, казалось бы, удивительное предположение хорошо укладывается в логику всей правдивой истории (стр. 240)».

И уже совсем безграничная фантазия автора в «филологических исследованиях» раскрывается в книге «Русские веды» (Климов Г.А., ООО «Издательский дом «Тверское княжество», 2011):

«Жидовствующие (от слова «жид» - житель столицы) – наименование сторонников религиозного движения, распространявшегося в землях Великого Новгорода, Твери и Москвы в конце XV – начале XVII века» (стр.28).

«В это время на Руси считалось, что Всевышний (Вишну) нисходит на землю в образе баРАна – Ярило (Ра), до этого была эра Тельца (Велеса). Иудеи еще ждут Миссию, поэтому они, поедая ягненка, как бы пускают в себя тело и кровь Бога» (стр. 96).

«Сама книга «Тора» (Пятикнижие Моисея, прим. авт.) создана была племенем богов на Валдае, а вероучение на ее основе – в окрестностях Воронежа, в землях асуров. Во время битвы за прекрасную Тару во главе рати богов стал северный царь Рудра, издревле покровительствующий роду священников Ангирасов» (стр. 158).

«Тор, как Иисус Христос, в верованиях прибалтийского региона – сын бога Одина. Буква «Т» - это его молот. От имени «Тора» происходят названия городов на Руси – Торжок, Торопец, Тверь» (стр.159).

Как говорится, комментарии излишни.

На примере лженаучных измышлений террориста-народовольца Н.А. Морозова, А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского в их «Новой Хронологии», неоязыческих псевдоисторических книг Г. А. Климова, мы хотим показать духовную опасность для современного общества идей этих псевдоисториков, размывающих своими «трудами» историческую память и духовное единство нашего народа.

Их произведения становятся питательной средой для враждебных Русской Православной Церкви неоязыческих и нью-эйджевских сект, в развитии которых так заинтересованы враждебные России силы нового мирового порядка. Ведь, как известно, после разрушения СССР их главной задачей остается борьба против Русской Православной Церкви.

Не исключено, что террорист-народоволец Н.А. Морозов, исчерпав все средства физической борьбы против православной императорской России, в условиях пожизненного тюремного заключения, нашел идеологический способ продолжения своей политической борьбы через разрушения идейных основ русского мира. К сожалению, в наше время у него нашлись последователи и ученики.

Позиция Русской Православной Церкви в отношении этих модных лжеучений была сформулирована на Архиерейском соборе еще 2 декабря 1994 года: … «Возродилось язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей «древней мудростью», сокрытой от непосвящённых. Усиленно пропагандируется «Учение живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также Агни Йогой… освящённый Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные секты и «новые религиозные движения» с христианством несовместимы. Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви»

(Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О псев-дохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» ", декабрь 1994 г.).

(По материалам интернет изданий)

Миссионерский отдел Тверской епархии