Новости Тверской митрополии

28 Октября 2013
По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К числу таких икон относят и образ Иерусалимской Божией Матери. Образ был написан на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо.

25 октября чтит Православная Церковь святой Иерусалимский образ Богородицы.

Престольный праздник отмечает в этот день Иерусалимская церковь поселка Белый Городок Кимрского благочиния Тверской епархии.

Накануне, 24 октября, митрополит Тверской и Кашинский Виктор совершил в Иерусалимском храме малую вечерню с чтением акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Иерусалимская» и всенощное бдение. Божественную литургию Высокопреосвященнейший Владыка возглавил в день праздника.

За богослужением митрополиту Виктору сослужили благочинный Кимрского округа протоиерей Евгений Морковин, духовник Тверской епархии протоиерей Леонид Береснев, духовенство благочиния.

В завершение торжественной службы правящий архипастырь поздравил верующих с престольным праздником, котрый всегда отмечается с особым благогвением и почитанием Иерусалимского образа Пресвятой Богородицы. Владыка поблагодарил собравшихся на богослужение прихожан и гостей за участие в совместной молитве, и, призывая на всех Божие благословение, пожелал молитвенного заступничества Божией Матери.

***

При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.

В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».

Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.

В середине XVI века, в правление царя Иоанна Грозного, Иерусалимская икона была взята в московский Успенский собор и помещена среди других святынь, покровительствовавших прежним удельным княжествам. Окруженная всеобщим почитанием, икона пребывала в Кремле до 1812 года, когда была захвачена французами и увезена во Францию. В Париже, в соборе Парижской Богоматери, икона хранится и по сей день.

На утешение москвичам осталось два точных списка с Иерусалимской иконы Богородицы. Первый был принесен в Кремль из церкви Рождества Богородицы на Сенях, что располагалась в жилых палатах московских царей. В Успенском соборе она помещалась за патриаршим местом. На полях этого списка были изображения святых апостолов Павла, Петра, Луки, Симона, Филиппа, Матфея, Марка, Иакова, Фомы и Варфоломея, а также святых мучеников Прокопия, Димитрия, Георгия и Меркурия.

Второй список Иерусалимского образа пребывает в никогда не закрывавшемся храме Рождества Христова в Измайлове. Его принесли сюда из соседнего Покровского собора царской усадьбы на Серебряно-Виноградском острове. Словно предчуствуя, что столица лишится первого образа чудотворной иконы, московские государи в свое время велели писать с нее списки и ставить в своих домашних храмах.

Фотогалерея

Информационная служба Тверской митрополии