Новости Улан-Удэнской и Бурятской епархии

24 Мая 2014

В «Доме дружбы народов» 17 мая состоялась первая научно-практическая конференция, посвящённая взаимодействию Церкви и казачества. Конференция была организована силами Улан-Удэнской и Бурятской Епархии и Окружного казачьего общества РБ «Верхнеудинское» ЗВКО. Были приглашены представители реестровых и общественный казачьих обществ со всей республики Бурятия. Общее название конференции «Казак без веры не казак».

На конференции поднимались вопросы о духовно-нравственном состоянии современного казака, пути воцерковления казаков, пути взаимодействия церкви и казачества, воспитания кадетов и др. На конференции выступали: окормляющий казачьи общества Улан-Удэнского благочинья иерей Рустик (Сидинкин), иерей Евгений (Малофеев), иерей Андрей (Баташев), председатель епариального отдела по взаимодействию с МВД и вооруженными силами протодиакон Максим (Пахолков), атаманы казачьих обществ. Открыл конференцию управляющий Улан-Удэнской и Бурятской епархией архиепископ Савватий.

Вступительное слово на Православной конференции по взаимодействию с казачеством

«Казак без веры не казак»

управляющего Улан-Удэнской и Бурятской епархией

Архиепископа САВВАТИЯ.

Христос воскрес!

Уважаемые участники конференции, дорогие братья казаки! Рад приветствовать собравшихся на нашей первой совместной конференции по вопросам взаимодействия казачества и Церкви. Позвольте так же поздравить вас еще раз со светлым праздником Христова Воскресения, Пасхой. Сегодня нам будет необходимо поднять и рассмотреть различные аспекты вопроса взаимодействия. Это и духовная составляющая казачества, отношение казака к Церкви Христовой, духовное окормление казачества на нашей Бурятской земле и другие вопросы.

Данная конференция проходит по взаимной инициативе, и это свидетельствует, прежде всего, о том, что мы все заинтересованы в укреплении и развитии казачества, которое сейчас набирает мощную общественную силу. Несмотря на годы лихолетий, на попытку сломить эту могучую силу, казачество остается, и, мы верим, станет не только силой общественной, но реально влияющей на укрепление мощи и славы нашего Отечества. Я верю, что и наши с вами отношения на Забайкальской земле вступают сейчас на новый уровень. Отношения, которые, будут выражаться в более внимательном и усердном духовном попечении о казачестве со стороны Церкви, и, мы надеемся, что и казаки пойдут нам навстречу, по новому осмыслят, осознают своё предназначение в обществе, которое неразрывно связано с понятием о долге казака - воина – быть православным христианином и защищать Отеческую Православную веру.

Подобное взаимодействие, данный процесс сплочения, безусловно, стал возможен в полной мере после судьбоносного решения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА взять казачество под свой омофор, под водительство Русской Православной Церкви. Это исторический акт, который состоялся в Новочеркасске в 2009 году, всколыхнул народное сознание, ибо слова, сказанные Предстоятелем, глубоко запали в сердце каждого казака, как на всем постсоветском пространстве, так и в странах ближнего и дальнего зарубежья, где живут наши братья.

Открывая наше мероприятие, я хотел бы обратить внимание, прежде всего вот на что. Относительно того, что есть казак, сегодня, ведутся разного рода дискуссии. Да собственно и у казаков и причисляющих себя к ним понятия о казачестве не всегда ясные. Я думаю, что вы со мной согласитесь в том, что казачество есть образ жизни. В полном смысле этого слова. Казак должен в полной мере осознавать, кем он является. Казак обзаводится семьей, получает гражданскую профессию, работает. Но он ни на минуту не должен забывать что КАЗАК.

Если мы говорим об образе жизни, мы всегда должны подразумевать некий фундамент, на котором этот образ жизни созидается. Потому что без единого фундамента не может быть единого образа жизни, а применительно к казачеству — не может быть единого казачества.

Что же лежит в основе жизни казака? Испокон веков это были, в первую очередь, православная вера и любовь к Отечеству. Любовь, простирающаяся до готовности положить свою жизнь за Отечество. Именно поэтому казаки и были опорой государства, опорой национальной жизни. Там, где происходили разного рода брожения, разделения, конфликты, казаки, вставая на защиту Отечества, оказывались той силой, которая была способна повлиять на враждующих так, что вражда прекращалась. Когда Родине нашей становилось тяжело, когда внешняя опасность угрожала самому ее бытию, тогда именно казаки становились передовым отрядом, защищавшим не только рубежи, но и все Отечество. И мы знаем, какую огромную роль играли казачьи соединения в войнах, которые вела Россия и в XIX веке, и в начале века XX.

А если мы говорим о православной вере, то, что же значит это – быть православным человеком? Для всех нас должно быть ясно, что Православие, имея собственную очень богатую культуру, является колоссальной системой духовных и нравственных ценностей. Если эта система разрушается, то человек превращается в псевдоправославного, превращается в некий карикатурный образ. И очень больно порой становиться от того, что видишь внешнюю религиозность человека, а по сути, личность эта очень далека от того, чтобы носить даже звание православного христианина. Подобную параллель можно провести и в отношении казака и его образа жизни.

Но что значит жить в соответствии с православной верой? Это значит, что у казаков должно быть ясное чувство принадлежности к Церкви, потому что нет Православия без Церкви. Православие как культурная категория совсем не достаточно, чтобы играть важную роль в жизни людей, потому что тогда оно становится временным, преходящим, как является преходящим все внешнее в человеческой жизни. Если же казак принадлежит Церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова. Не поверхностно, не внешне, не карикатурно, но, по сути, он принадлежит Православию.

Сейчас, к большому сожалению, очень часто видна картина разобщенности в среде самих казаков. И эта разобщенность ведет к крайней слабости казаков как силы, способной влиять на ситуацию. Слабость казачьих обществ, мы в этом уверены, кроется именно в потере веры в Бога со всеми вытекающими отсюда последствиями. Невоцерковлённость, потеря православных моральных устоев, на которых во все времена держалось казачество, ставит реальный вопрос о самом существовании казачества как таковом.

«Мирское монашество» - так называли казаков в старые времена. Сейчас же казак может жить в невенчанном браке или даже в так называемом «гражданском браке», который браком, по сути, не является. Казачата не воспитываются в православной вере, а то и не крещены вовсе. Состояние это нужно менять, переосмысливать свою жизнь, своё предназначение как казака, как защитника веры Христовой и Отечества. «Казак без веры не казак» - лозунг, установленный для казачества всей России Святейшим Патриархом основополагающий. Если вы надеваете на себя казачью форму, то это означает, что ваше казачество будет подлинным только тогда, когда вы станете воцерковленными православными людьми. А без этого увлечение может скоро пройти. И форма будет снята, и традиции будут попраны, потому что не будет основы, базиса для формирования казачьего образа жизни. В этот образ жизни входила подлинная церковность людей, их участие в таинствах, следование канонам Церкви.

Вот поэтому воцерковление казаков сегодня — это жизненно важный вопрос. От этого зависит, станет ли казачество играть важную роль в жизни страны, народа, Церкви, или будет постепенно деградировать. Поэтому принадлежность к Церкви — это не вопрос только религиозного выбора. Это вопрос быть или не быть казачеству, потому что лишь при условии принадлежности к Церкви в том объеме, когда духовные ценности Православия, православный образ жизни становятся ценностями и образом жизни казаков, — только в этом случае казаки смогут сохраниться в условиях колоссального многообразия взглядов, убеждений, конфронтации в современном мире. И нет другой силы, которая способна объединить казачество.

И второй очень важный момент, о котором я уже сказал, еще одна ценность, которая находится в основе казачьей жизни. Это любовь к Отечеству. Она выражается у казаков в стремлении поддерживать основу государственности страны, служить единству народа, преодолению разногласий. В этом смысле казачество надпартийно, так же как надпартийна Церковь. Нельзя быть казаком и разделять какие-то узкие политические взгляды, потому что сегодня это могут быть одни взгляды, а завтра другие. Самая главная идеология, политическая идеология казачества — это любовь к Отечеству, это охрана государственных устоев, единства и целостности страны, сохранение ее подлинного суверенитета.

Те совместные меры, которые мы будем принимать в плане организации казачьей жизни, казачьего служения, несомненно, должны быть направлены к благу казачьего сообщества. Я хотел бы сказать, что Церковь с одинаковым уважением относится к реестровым казакам и к казачьим обществам, которые не являются реестровыми. Потому что каждый человек, вне зависимости от того, готов ли он служить в регулярных частях армии, казачьих частях, или сохранять казачью традицию, не вступая в регулярные части, — если он основывает свою жизнь на том самом базисе, о котором я сказал, то он является казаком. Для Церкви и то, и другое имеет одинаковую ценность.

Поэтому я вас всех, мои дорогие, призываю к тому, чтобы вы возрастали в православной вере, чтобы вы становились воцерковленными людьми, чтобы ваша любовь к Отечеству была высшим приоритетом, чтобы вы всегда были способны защищать рубежи Отечества. Пусть благословение Божие пребывает над всем казачеством, над всеми казачьими подразделениями и обществами Забайкальской земли.