Новости Владимирской и Суздальской епархия

Источник информации: Владимирская епархия
Адрес новости: http://www.eparh33.ru/news/20141002Bol/
4 Октября 2014
p>Из-за событий на Украине Русская Православная Церковь впервые в новейшее время оказалась в уникальной ситуации, когда по обеим сторонам вооруженного конфликта оказались не просто единоверцы, но чада одной Поместной Церкви.

Как не усугублять появившееся из-за внешних причин разделение среди людей, не переносить его в жизнь православных общин? Два актуальных мнения из, казалось бы, далекой от театра военных действий Хабаровской епархии по итогам круглого стола «Война online: освещение конфликтной тематики в сетевом СМИ», который состоялся в рамках VI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово».

Чему может научить война

«Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» ( Ин 17. 21) - именно в ключе данных слов Спасителя мне видится разрешение вопроса, поставленного в дискуссии на тему «Война online: освещение конфликтной тематики в сетевом СМИ». Обсуждение проходило в рамках VI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово» в Подмосковье.

Шестьдесят человек − православные журналисты и священнослужители из России и Украины высказали свои мнения: какое место должна занимать тема войны на Юго-Востоке Украины в церковных СМИ, какими методами должны пользоваться православные журналисты при описании боевых действий, и нужно ли вообще об этом писать?

Итак, Русская Церковь впервые в новейшее время оказалась в уникальной ситуации, когда по обеим сторонам вооруженного конфликта оказались не просто единоверцы, но чада одной Поместной Церкви. Серьёзное испытание для нее, возрождающейся после десятилетий гонений. По сути, не только церковные журналисты, но вся Церковь учится, как окормлять свою паству, когда пастыри и миряне разделились в оценке конфликта. И здесь уже не «работает» исторический пример святителя Николая Японского, отказавшегося запрещать православным японцам молиться за победу своей армии над русской.

Для меня, священника из «далёкой» (от театра военных действий) Хабаровской епархии, оказалась важной и близкой эта тема. Наш край в начале XX века заселялся переселенцами, в том числе и из Украины. А значит, десятки тысяч потомков тех людей продолжают жить и трудиться на нашей земле. Многие из них частично или полностью сохранили свою украинскую идентичность, и также часть из них наполняют наши приходы. Кроме того, у большого количества хабаровчан есть родственники на Украине. Есть и священнослужители-украинцы. Разделение уже прошло – многие перестали понимать своих сородичей по другую сторону границы (телефонной трубки) и прекратили общение. Одна из задач пастыря − не усугублять это разобщение.

Пастырю в первую очередь не следует забывать не только о содержании своей храмовой проповеди, но и о наполнении своего аккаунта в социальной сети – ведь «позиция» священнослужителя по украинскому вопросу, выраженная в интернете, для нецерковных читателей будет отождествлена с позицией Церкви, а для прихожан может стать соблазном перестать ходить в данный храм или исповедаться и причащаться у конкретного священника. И это не пустые слова. Лично был свидетелем, когда один из пастырей, будучи уроженцем Западной Украины, опубликовал сообщение, в котором описывал свои переживания в связи с гибелью солдат одной из воюющих сторон − своих «земляков». Данного священника можно назвать настоящим пастырем, замечательным миссионером, которого любят, а, следовательно, и читают в сети интернет многие прихожане. Но в данном случае в комментариях к сообщению читатели (прихожане) разделились. К чести этого священнослужителя, он удалил данное сообщение и с тех пор не затрагивает эту болезненную для себя и своих читателей тему.

В свете данного размышления хочется привести слова руководителя Синодального информационного отдела Владимира Легойды, который в интервью журналистке одного из хабаровских изданий отметил, что «молчание по какой-то проблеме может быть значимым и красноречивым, когда все об этом говорят».

Конечно, умалчивая о каких-то аспектах войны, всё же нельзя совсем о ней молчать. Об этом говорили представителей епархий и средств массовой информации из Луганска, Киева, Ростова-на-Дону, Хабаровска, Твери и Краснодара. Поступили предложения исследовать исторический опыт других поместных Православных Церквей и даже Католической Церкви. Но всё же общими усилиями был найден свой алгоритм отражения военной действительности для церковных СМИ: боль, аполитичность, благотворительность, молитва.

Боль − о жертвах войны, о людях в тылу, ведь «слёзы матерей одинаковы с обеих сторон».

Аполитичность – не давать политической оценки в материалах.

Благотворительность – это то, что также перешагивает через «линию фронта».

Молитва – одно из главных оружий христианина на все времена, то, что нас объединяет вне времени и пространства.

В завершение хотелось бы проиллюстрировать тезис про уникальность сложившейся ситуации примером из жизни протестантских общин в России. Проблема разделения в оценке событий на Украине встала и в среде баптистов, пятидесятников. В социальных сетях можно наблюдать дискуссии между российскими и украинскими верующими, приверженцами данных христианских конфессий. Сегодня при беглом сравнении сетевых страничек баптистского пастора и православного батюшки, блог последнего может значительно проигрывать в патриотичности наполнения.

Эта война должна многому нас научить и, прежде всего, главному − истинному выстраданному церковному единству во Христе, которое пригодится нам, когда смолкнут пушки.

Иерей Роман НИКИТИН,
руководитель Информационного отдела Хабаровской епархии


«Не навреди!»

В суете интенсивного фестиваля православных СМИ, взглянув в так называемую программу, выхватываю пару слов из названия: «Война online», которые тут же перевернулись в голове во что-то про «информационные войны».

Однако, попав на дискуссию, я тут же поняла, что ошиблась. Война. Это слово сейчас прочно вошло в обиход каждого жителя нашей страны в связи с трагедией в соседнем, братском государстве.

Более 60 человек − православные журналисты и священнослужители из разных областей России и Украины – говорили о сложной теме, о которой нельзя молчать.

Говорить или нет. А если говорить, то про что, а, главное, как? Какой мерой мерять страшную ситуацию, в которой и по одну и по другую сторону встали православные? Эмоциональный и непростой разговор, который должен был состояться.

Натуралистическими картинами изобилуют вечерние (как и утренние, как и дневные) новости, но ведь у войны, как и у рассказов о ней, много граней. Помимо тех, кто воюет, и тех, кто стал жертвами войны, есть еще и врачи, волонтеры, добровольцы, те, кто переживает и молится за мир на украинской земле.

Высказывание острых мнений повышает градус накала до такой степени, что все это слишком напоминает искушение Алеши Карамазова его братом Иваном, когда тот своими примерами о детях вынудил Алешу выкрикнуть слово-приговор детоубийце: «Расстрелять!».

При обнаженных войной чувствах все должно руководствоваться принципом «не навреди». Когда мы на, казалось бы, далекой дальневосточной земле сталкиваемся с отголосками войны (родственники, друзья, беженцы), видим за первыми эмоциями и переживаниями вопрос: «А как нам, пережившим и переживающим все это, оставаться людьми?».

Вспоминая этот опыт, хочется сказать: не к карамазовскому вердикту «расстрелять» должны призывать мы, православные СМИ, но помочь всеми силами понять, что образ Божий в каждом человеке сильнее всех ужасов, творимых теми, кто его почти потерял.

Юлия ШУТОВА,
редактор информационно-просветительского портала Хабаровской епархии