Новости Волгоградской митрополии

21 Октября 2019

19 октября митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил всенощное бдение в храме Успения Божией Матери в городе Камышине. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель протоиерей Николай Караичев, иерей Александр Ефимов, диакон Георгий Матвеев.

Обращаясь к верующим после окончания службы Владыка сказал:

Господь, всепрощающе и мудро говорит нам: Чадо, даждь ми твое сердце. Он не просит у нас ничего взаймы. Он не просит у нас ни денег, ни сил, ни бессонных ночей, ни тяжких трудов. Он просит, чтоб наше сердце всецело принадлежало Ему, а не греховному миру, не греховным страстям. Чтобы в нем не было ничего лишнего, что мешало бы нам соединиться с нашим возлюбленным Господом и Спасителем Иисусом Христом.

А сердце нужно возделывать, нужно его постоянно совершенствовать. Не случайно пророк Давид говорит: Поучение сердца моего  разум.

Разум это тот орган, который получая информацию, в первую очередь от Божественных откровений Священного Писания, говорит сердцу, правильно оно испытывает чувства или не правильно. Те стремления, вожделения и чувства хороши или плохи на основании Божественного Евангельского учения. Бывает, так что-то захотелось, так вот стремится сердце, а он говорит: Знаешь, а это нехорошо, надо бы тебе по-другому.

И вот, сердечко наше смиряется, а, если идет оно по своему пути порочному, то оно ожесточается, становится более твердым, жестким, окаменевает и становится в конце концов нечувственным не только к горю, к проблемам других людей, но и вообще к любым духовным переживаниям. Такой человек становится поверхностным. И то, что раньше его трогало, заботило, например, слова молитвы или проповеди церковной или евангельской, теперь уже совершенно его не трогает. Больше попечение о земном и временном занимает его внутренний мир.

Что же нам делать, если мы вдруг заметили, почувствовали в своем сердце такие нехорошие изменения? Господь и Бог наш Иисус Христос, говоря и проповедуя нам Евангелие Царства, часто сравнивает человека и его внутренний мир с полем или с виноградником, как это делали часто пророки. Но мы тоже недалеко ушли от земли и знаем, что нужно ее возделывать, чтобы она нам давала добрый урожай. Если мы не будем заботиться о земле, не будем ее пахать, пропалывать, удобрять, то, наверное, вскоре кроме сорняков и чертополоха ничего на ней расти не будет.

Но у заботливой хозяйки, у доброго хозяина всегда мы видим в изобилии различные овощи и фрукты, потому что они внимательно следят за почвой своего огорода и сада.

В первую очередь, хозяин убирает большие, крупные предметы, которые мешают возделыванию земли. Это камни, сучки деревьев и прочее. Потом он, вооружившись граблями или иными садовыми инструментами, рыхлит, копает землю, чтобы она дышала, удобряет ее навозом и тогда уже сеет какое-то семя. Это может быть тыква, картошка, яблоня – не важно. Он создает условия для будущего роста.

Но и этого оказывается недостаточно. Он знает, что очень любят зайцы прийти погрызть яблоню, капусту, морковку. Он должен об этом задумываться, чтобы ни кроты, ни разбойники не окрали его огород. И он делает специальный заборчик, огораживает его. Он знает, что есть еще и другие враги у его огорода: гусеницы, червяки, тля и прочие. Но у него есть и средства борьбы с этими насекомыми, и он заботливо опыляет свои растения.

И вот они в благодарность ему приносят добрый плод. Каждый по-разному — насколько хозяин оказался рачительным, насколько он все правильно продумал.

Так и наше сердце, дорогие братья и сестры! Если мы хотим, чтобы оно давало нам плоды добрые, плоды Духа Святаго, мы должны внимательно заботиться о его почве. В первую очередь рассмотреть, какие грехи самые большие. Такие как камни, валуны, булыжники, которые мешают возделыванию почвы нашего сердца. И начинать надо с них. Потом рассмотреть все мелочи. И вооружась грабельками исповеди и покаяния, начинаем рыхлить почву нашего сердца.

Мы должны помнить, что ни пост, ни молитва, ни воздержание, ни поклоны — эти прекрасные инструменты духовного возделывания нашей сердечной нивы, не помогут нам стать лучше, если мы внутренне будем злы, завистливы. Если мы не научимся прощать друг другу обид. Если не будем творить дела милосердия и милостыню.

Поэтому обязательно мы должны с вами совмещать свою жизнь и внешне и внутренне. И не только думать о внешнем христианстве, когда мы ходим в храм, стоим на службе, ставим свечи, читаем книги духовные. Но и о христианстве внутреннем: а что изменилось конкретно во мне как в личности, как в человеке? Мое сердце стало другим? Оно стало более трепетно воспринимать духовную истину, более чутко слушать Священное Писание, более заботливо относиться к проблемам ближнего или нет?

Если оказывается, что все внешние факторы не воздействуют на мой внутренний мир, то это очень плохо. Это свидетельство тяжелой духовной болезни. И срочно нужно что-то делать. Ведь если мы копаем землю, удобряем, а дерево плодов не приносит, то садовник говорит: что с ним? пожалуй, тогда спилю его и сожгу, а вместо него посажу новое, чтобы оно плодоносило.

Господь ждет от нас плодов, добрых дел, чтоб мы научились жить друг ради друга, научились любить друг друга, потому что цель нашей жизни – любовь.

Как сказал Господь, по тому узнаю, что вы Мои ученики, что будете иметь любовь между собой.

Так вот, возлюбленные мои, без любви ничто не ценно. Ни пост, никакие подвиги, никакие труды. И все, что мы с вами перечислили, нужно для того, чтобы в нашем сердце любовь зародилась, укрепилась и привела нас в вечную жизнь, в царство вечной Любви.

А что же делать?  Некоторые говорят, хочу любить, но я не умею. Нет во мне любви ни к Богу, ни к ближнему. Что же делать?

Святые отцы сказали так. Очень просто сказали, но очень правильно: не имеешь любви – твори дела любви. И эти дела любви возбудят в тебе, в твоем сердце самое это святое чувство. А что такое дела любви? Вот ты знаешь, что такое для человека хорошо? Сделай ему хорошо. Сделай ему приятное.

Мы часто говорим в оправдание себе: хотел, как лучше. Тогда есть вопрос: лучше кому? Получается, что хотел, как лучше себе. А ты научись делать, как лучше ближнему, как лучше Богу, а не как лучше тебе. Тогда постепенно твое мироощущение перевернется на 180 градусов, и ты будешь не все к себе, а все от себя.

Почему Господь и говорит: блаженнее, то есть радостнее, давать, нежели брать. И не только потому, что мы от этого получаем чувство внутреннего духовного, сердечного удовлетворения, но и потому, что эти добрые дела обязательно прорастут в вечную жизнь. И там Господь встретит нас с радостью, распростерши Свои отеческие объятия, потому что мы через эти дела уподобились Ему.

Будем стараться каждый день совершенствовать свое сердце, чтобы оно стало мягким-мягким, добрым-добрым, и исполнено любви.

С праздником, дорогие Братья и сестры!