Новости Волгоградской митрополии
Митрополит Феодор совершил чин Погребения Пресвятой Богородицы в Александро-Невском соборе
Вечером 29 августа 2022 года в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского города Волгограда митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил всенощное бдение с чином Погребения Пресвятой Богородицы.
Его Высокопреосвященству сослужили: архимандрит Гавриил (Головко), иерей Сергий Воеводский, иерей Алексий Сапожников, иерей Вадим Елесин, иерей Илия Неклюдов.
Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением регента Марии Зимовец.
Духовенство и паства во главе со своим архипастырем совершили Крестный ход вокруг собора с плащаницей с изображением Успения Пресвятой Богородицы.
Чин Погребения Богоматери составлен по подобию утрени Великой субботы. Полное название этой необычной службы, согласно изданному на русском языке в XIX веке тексту, «Похвала, или священное последование на святое преставление Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии». Одно время эта служба была очень популярна в России, а в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры даже был установлен отдельный праздник взятия на небо Богоматери (17/30 августа). Потом эта служба была почти забыта, а сейчас во многих храмах она возобновлена и может совершаться в ближайшие к празднику дни.
Песнопения Успения рассказывают не только о событиях одного дня, но затрагивают множество связанных с ним тем. В них соединяются скорбь апостолов, участвующих в погребении Богородицы, и всеобщее ликование от Ее прославления. Внимательно вслушиваясь в слова и напевы, можно почувствовать, что все произошедшее в начале первого тысячелетия нашей эры имеет прямое отношение к живущему сегодня человеку.
В завершение богослужения митрополит Феодор обратился к молящимся с архипастырским словом:
— Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, приветствую со священным сим вечером, который посвящен смерти и погребению Пречистой и Преблагословенной Славной Владычице нашей Богородице. Этот продолжительный чин был составлен от избытка любви к Божией Матери. Мы с вами сегодня, разделяя совместную молитву в храме, уподобляемся тем ученикам и апостолам, которые окружили одр Возлюбленной Матери своей, ибо через ученика Иоанна Богослова Господь поручил весь человеческий род в матернее усыновление Царице неба и земли.
Сегодняшний вечер по своему духу очень напоминает нам Великий пост, Страстные дни, когда мы погребали Плащаницу Господа нашего Иисуса Христа и сострадали всей Вселенной и природе, и солнцу, которое скрыло от горя свое лицо. Эта мысль отображается и в богослужебных текстах сегодняшнего дня.
Христос сниде в гроб, и Матерь Божия, Христос воскрес, и Матерь Божия. Но, глядя, как многие люди покидали богослужение, может, от того, что не понимают смысла происходящего и читаемого, может от того, что они просто устали стоять на ногах, может, потому что забота о делах мирских объяла их ум и сердце и увлекла в водоворот суеты, мне вспомнился сюжет Гефсиманского сада. Возлюбленный Учитель и Бог Иисус Христос молился до кровавого пота, а ученики Его не могли разделить вместе со своим Учителем совместную молитву и были отягчены сном. И Он укорял их: Вот, последние дни Моей земной жизни, осталось совсем немного нам совместного общения, не можете ли побыть вместе со Мной, чтобы разделить одни из самых скорбных минут Моей жизни… Но, к сожалению, мы знаем, что у учеников так и не нашлось на это сил. Горько.
Горько, когда и сегодня мы видим, что в современных учениках Христа не обретается духовной силы, а порой и самого желания нести тяготы молитвенного труда, внутреннего созерцания, преображения. Увлекаемые комфортом, мы стремимся к радости жизни. Это нам более понятно и приятно.
Но если мы хотим вкушать радость вечной жизни в Небесном Царстве нашего Божественного Отца, мы должны вместе с Сыном Божиим пройти и Гефсиманский сад, и Голгофу, и смерть, а лишь потом будет воскресение и вознесение на Небеса.