Новости Волгоградской митрополии
Митрополит Феодор: «Каждый из нас должен являться проводником в Царствие Небесное»
Сегодня, 4 декабря, Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери города Волгограда. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный приходов Зацарицынского округа, настоятель храма протоиерей Алексий Кузнецов, иерей Алексий Гондусов, иерей Владимир Пономаренко, иерей Стефан Тюпин.
Проповедь перед Причастием произнес иерей Владимир Пономаренко. Он напомнил событиях праздника, иконографии и истории богослужения этого дня.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под управлением регента Веры Бобылевой.
В завершение Литургии митрополит Феодор обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с Праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сам этот обряд говорит о благочестии родителей, а пребывание Ее в Иерусалимском храме в последующее время свидетельствует о Ее внутренней святости, вере и чистоте. Каждый из нас, обращая свой мысленный взор к событиям сегодняшнего праздника, должен задуматься: на сколько праведно мы воспитываем своих детей? На сколько мы искренне их посвящаем Богу? И вообще, желаем ли мы их посвятить Богу? Или мы их более всего готовы назидать в учениях светских и языческих?
Скажу лишь о двух цитатах Апостола Павла. Он говорит сначала отцам, а потом матерям о том, как дОлжно относиться к воспитанию. Многие из нас помнят в заповедях наставление о том, как нужно детям относиться к родителям. Но не все родители знают о том, что и к ним самим тоже есть увещевание. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:4) — говорит церковный учитель и наставник Апостол Павел. Со словами Апостола согласны многие святые отцы: святитель Иоанн Златоуст, святитель Феофан Затворник, Тихон Задонский и многие другие. Они говорят о том, что не случайно Апостол Павел выделил отцов из общего понятия «родители» — на отце лежит общая ответственность за всю семью и за воспитание детей. Он регулирует отношения в семье и ту меру наказания детей, которая, по его мнению, необходима. Но он не должен раздражать и злить их бездумным наказанием – оно должно быть не по страсти, а по рассуждению, в соответствии с Законом Господним.
Однако это нисколько не лишает мать обязанности воспитания своих детей. Напрасно некоторые женщины считают, что они спасаются только лишь чадородием. Мы читаем дальше слова Апостола Павла: «… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1Тим.2:15). Соответственно, если она не пребывает в этих добродетелях, то она не спасается даже многочадием.
А что мы понимаем под верой, любовью, целомудрием? Разве может любящая мать не назидать и не воспитывать свое дитя в любви к Богу, к вечной жизни, прививая ту систему ценностей, которая отражает не только временную жизнь на земле, но является путеводным маяком в жизнь вечную?
Процесс воспитания – это ответственность не только перед детьми и перед людьми, но и перед Богом. Процесс, который зачастую заставляет и нас меняться, воспитывать и себя самих, потому что начинаем понимать, что оказывается в нас очень много субъективного и личного, частного, и наше воспитание не проекция Божественного закона в семью, а проекция нашей страсти. Мы хотим, чтобы нас беспрекословно слушались, подчинялись по малейшему мановению руки или взгляда… Но так мы подчиняем детей себе, но не ведем к Богу.
Наша задача помнить, что каждый из нас должен являться проводником в Царствие Небесное, говорить не о себе и своем умении, а о том, как Господь учит и заповедует нам. Именно Его заповеди мы должны с вами исполнять, пребывая, как и Пресвятая Богородица, в храме Господнем в трудах и молитве.
Пусть этот день для каждого из нас будет залогом благодати в нашем личном изменении и в изменении воспитания наших детей. Аминь».