Новости Волгоградской митрополии
«Дева днесь Пресущественнаго раждает…»
Сегодня, 6 января 2023 года, в Навечерие Рождества Христова, богослужение Рождественского сочельника совершил митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор в Свято-Духовском мужском монастыре города Волгограда.
Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный монастыря игумен Христофор (Казанцев), иеромонах Прохор (Куксенко), иеромонах Геронтий (Потапов).
Богослужение Рождественского сочельника особенное— оно состоит из Великих (или Царских) часов, Великой вечерни и Литургии Василия Великого. За богослужением было прочитано восемь рождественских паремий – отрывков из Священного Писания о рождении Спасителя.
В конце службы на середину храма была вынесена свеча, перед которой архипастырь и духовенство пропели праздничные тропарь: «Рождество Твое, Христе Боже наш» и кондак: «Дева днесь Пресущественнаго раждает».
Проповедь перед Причастием произнес игумен Христофор (Казанцев). Он раскрыл богословский смысл Рождества Христова, рассказал о сути празднования, о том, какие бываю заблуждения в интерпретации этого Праздника и как их избежать.
В завершение богослужения глава Волгоградской епархии обратился к присутствующим с архипастырским словом. Он поздравил всех с сочельником – днем особой подготовки к празднику Рождества Господа нашего Иисуса Христа: «Каждый из нас по-своему воспринимает все, происходящее в мире. Это касается не только личных событий, но и церковных праздников. Наше восприятие зависит не только от нашего воспитания, нашего внутреннего устроения, тех даров, которыми наградил Господь, но и от той благодати, которую мы смогли принять, которая так или иначе сделала нас способными к этому восприятию.
Светлый праздник Рождества все принимают по-разному сегодня, как и принимали по-разному это историческое событие более 2000 лет назад современники Богомладенца Христа. Мы замечаем, что и Евангелисты описывают его по-разному. Апостол Матфей уделяет внимание волхвам: эти ученые люди, смотрев на небо, увидели какую-то звезду и поняли, что эта звезда не простая – она возвещает всему человечеству, всей вселенной о рождении, о воплощении Сына Божия. Волхвы поспешили поклониться Царю вселенной, потому что это был единственный удобный случай.
Апостола Луку, ученого человека, врача, больше поразило в событии Рождества Христова явление Ангела, свидетельство Неба в пении Небожителей. Мы сегодня слышали об этом в Евангельском чтении.
Каждый из нас выбирает, на чем акцентировать свой ум, свое духовное зрение. Кому-то нравится наблюдать, как орлу, высоту богословской мысли, кто-то довольствуется представлением внешних действий и событий, а кто-то в простоте сердца, не размышляя о сложных для него философских терминах, старается исполнить заповедь Христа, заключающуюся в любви к Богу и людям.
Вот и мы, подходя в Вифлеемским яслям, к Рождественскому вертепу, задаем себе вопрос: Что мы принесем Богомладенцу Христу? Он, в отличие от нас, лишен капризов и с благодарностью принимает всякий дар. Главное, чтобы он исходил от чистого и искреннего сердца. От Небес Он принимает словославление, от пастухов – поклонение, от мудрых волхвов – драгоценное приношение, от земли – убогую пещеру и вертеп. А что принесем мы?
Мы можем с вами воспевать вместе с Ангелами и прославлять нашего Творца, Спасителя и Бога, можем поклоняться вместе с пастухами, вместе с волхвами приносить драгоценные дары своего сердца. Это может быть не только материальная милостыня — пожертвование на храм или на социальные проекты. Золото добрых дел, пламя молитвы, смирна послушания – вот самое главное, что оценит Христос во веки веков.
От земной персти нашей принесем вертеп нашего сердца, очистив его прежде от страстей и грехов, чтобы Христос мог там удобно расположиться и возлечь, чтобы Он чувствовал там Себя не гостем незваным, а полноценным Хозяином, чтобы жил и действовал в нас так, как говорил апостол Павел: «и уже не я живу, но живет во мне Христос…» (Гал.2:20).
Пусть сегодняшний сочельник – время особого воздержания, последний этап нашего аскетического подвига на протяжении этого поста, который направлен на очищение нашего внутреннего мира, на созидание нашего духовного человека, поможет нам стать хотя бы на полшага ближе ко Христу не в словах, не в мечтах, не в мыслях, а в своих конкретных поступках, делах, в победе над каким-то грехом, чтобы пришествие в мир Христа Спасителя для нас было актуальным. Тысячи людей видели Его живым, касались Его, слышали Его голос, видели чудеса, но остались вне Его любви и благодати. Не приняли Его сердцем.
Сегодня происходит то же самое, ничего нового: мы слышим Евангелие, видим чудеса, которые совершаются не только вовне, но и внутри нас, но не всегда мы отзываемся своим сердцем так, чтобы отречься от мирского, материального, внешнего, временного ради тех вечных благ, которые Он уготовил для любящих Его еще от сложения мира. Он еще не создал землю, людей, а уже для каждого из нас приготовил обитель. Заблуждаются те, кто говорит, что ад приготовлен для грешников. Христос говорит прямо, что ад для дьявола и аггелов его (Мф. 25:41). Но получается так, что некоторые люди роднятся более с дьяволом, нежели со Христом, и обретают его наследие вечной жизни. Ад — не наследие Христа.
Будем стремиться быть истинными овцами духовного стада Христова, чтобы не быть посрамленными, и самое главное — чтобы Христос в нас не посрамился».