Новости Волгоградской митрополии
11 января Церковь вспоминает 14 000 вифлеемских младенцев
Младенцев, убитых по приказу иудейского царя Ирода Великого в Вифлееме и его окрестностях, называют первыми мучениками за Христа.
«Мученик» в буквальном переводе с греческого языка означает свидетель, очевидец. Христиане первых веков, принявшие страдания и смерть за веру, и мученики, пострадавшие в другие исторические эпохи, своим твердым и бесстрашным исповеданием, стойкостью и готовностью умереть, но не отречься от Бога свидетельствовали тем самым о присутствии Христа и действии благодати Святого Духа в их жизни — настолько реальном, что на этом фоне меркло все, чем обычно дорожат люди. Здоровье, богатство, слава, даже само физическое существование уже не имели для них никакого значения.
Вифлеемские младенцы — согласно Евангельскому повествованию, их возраст не превышал двух лет, — конечно, не могли ничего знать о Христе и тем более сознательно свидетельствовать о Нем. Но самим фактом своей смерти — жестокой и несправедливой — они невольно засвидетельствовали пришествие на землю Спасителя мира. Причиной их гибели стали тревога и страх жестокого тирана, узнавшего от волхвов о рождении Того, Кто, как он думал, собирается лишить его престола. Он приказал убить всех новорожденных детей, уверенный в том, что среди них будет и младенец Иисус. И они — невинные и беспомощные — пали первой жертвой той бессильной злобы, которую на протяжении всех последующих веков будут питать ко Христу и Его последователям многие люди, видящие в христианстве угрозу своему комфорту и благополучию.
Евангелист Матфей описывает избиение младенцев довольно лаконично. Вся драматичная история умещается в одном предложении: Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2:16).В завершение своего краткого описания он цитирует пророчество: Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет (Мф 2:17–18).
История с избиением младенцев имеет важное нравственное измерение. Если человек ставит во главу угла земные блага и не хочет задумываться о смысле земного существования, то он неминуемо увидит в Иисусе Христе угрозу личному благополучию. А увидев, постарается либо забыть о Нем, либо изгнать Его из своей жизни. И напротив, полагая смысл жизни во Христе, Который, по Его собственным словам, есть путь и истина и жизнь (Ин 14:6), мы в каком-то смысле становимся членами Святого семейства, входим в духовное родство со Спасителем. Ведь как сказал Сам Господь, кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мк 3:35).
По традиции в день памяти 14 000 вифлеемских младенцев в Русской Православной Церкви проходят молебны о нерожденных детях – жертвах абортов.