Новости Волгоградской митрополии
В Неделю 31-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту
15 января 2023 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, пред Богоявлением, день преставления (1833) и второго обретения мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию.
Богослужение состоялось в храме благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина.
По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее воскресенье именуется Неделей перед Богоявлением. Это последний воскресный день перед праздником Богоявления, и евангельское чтение (Мк. 1:1-8) посвящено в первую очередь воспоминанию о крещении, которое совершал пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. И воспоминание это имеет отношение не только к крещению людей от Иоанна, но в большей степени к тому, что принес Сам Господь.
Иоанн совершал крещение, которое вписывалось в духовную, культурную, богослужебную традицию Ветхого Завета. Люди приходили к священным водам реки Иордан, чтобы через погружение в воду освободиться от своих грехов. А Господь Иисус Христос, по слову того же пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, пришел крестить не только водой, но и Духом Своим Святым.
Что это означает? Это означает, что с пришествием в мир Христа Спасителя погружение в воду, которое мы совершаем во время крещения, — это не просто омовение человека, не просто некий символический акт, каковым оно было в Ветхом Завете, но великое Божие Таинство. Господь, через погружение в воду крещаемого во имя Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, не просто освобождает от первородного греха, но и дает силы к тому, чтобы человек на своем жизненном пути имел возможность бороться с грехом и побеждать грех.
Ничего подобного не было в ветхозаветном крещении — в том, которое совершал пророк, Предтеча и Креститель Иоанн. Почему? Да потому что Дух Святый был низведен на род человеческий, на последователей Господа и Спасителя, именно как результат Его крестной Жертвы. В ответ на Жертву, принесенную Спасителем за весь род человеческий, за всех и за вся, Бог Отец посылает Святого Духа, Который живет и действует среди людей.
Святой Дух распространяет Свое влияние на весь мир в ответ на молитву и веру людей, но пребывает Святой Дух в общине верующих, то есть в Церкви Божией. В этом смысле верующие Нового Завета имеют куда больше силы, чем те, кто служил Истинному Богу до пришествия в мир Спасителя. И это не наша человеческая сила. Если бы мы опирались на свою человеческую силу, то от нашей христианской общины ничего бы не осталось — так много всего произошло за эти тысячи лет после основания Церкви. И прямые гонения от язычников, и гонения от тех, кто искажал веру Христову и пытался сбить Церковь с пути истинного, как то было при Арии, осужденном I Вселенским Собором, и многих последующих лжеучителях, которые через воздействие на разум, используя тогдашнюю философию, стремились убедить христиан в том, что следует верить не так, как они были научены святыми апостолами. Но мы знаем, что Церковь преодолела все эти искушения, хотя многие из еретических учений поддерживались императорской властью и несогласных нередко подвергали репрессиям. Церковь выстояла.
Но что говорить о стародавних временах? А если вспомнить про недавние времена в нашей многострадальной стране, про нашу многострадальную Церковь? Сколько сил было брошено, сколько давления оказывалось, чтобы оторвать людей от веры в Бога! Вся мощь огромной сверхдержавы направлялась в идеологической борьбе в первую очередь против христианской веры. Но ничего не получилось! И не потому, что Церковь была такая сильная, особенно в советское время, ведь люди с положением, с образованием в храм не ходили; а те, кто оставался верующим, скрывали свою веру и никак не могли бороться за сохранение веры в нашей стране. Но вера сохранилась! Через великие скорби и страдания прошли наши отцы и деды, а веру сохранили.
Сейчас все человечество вошло в еще более соблазнительную и опасную для веры эпоху, когда никто с Церковью и верой христианской как бы не борется, но создается такая система ценностей, создаются такие целеполагания, которые уводят человека от веры. Без всякого давления человек сам уходит от веры. Ему предлагается построить рай здесь, на земле, ему ставят простую и понятную цель — иметь больше, жить красивее. Не очень-то думать о том, что происходит в твоей душе, — достаточно окружить себя благополучием и комфортом, и на это работает сегодня мощная машина убеждений.
В нашей стране, прошедшей через горнило жесточайших гонений на Церковь, сегодня не оказывается никакого давления на верующих, никто не уводит людей от Церкви. Наоборот, многие общественные силы сегодня вместе с Церковью работают на то, чтобы укреплялось нравственное начало в жизни народа. Надеемся, что эти общие усилия приведут к положительным результатам и, конечно, во многом уже приводят.
Сегодня мы говорим обо всем этом, вспоминая преподобного Серафима Саровского. Потому что преподобный Серафим является ярчайшим примером того, как человеческая слабость, человеческая ограниченность — ведь он был инвалидом, больным человеком, — восполняется силой Божественной благодати. Представить себе невозможно, как согбенный старец, страдавший физическими болезнями, ушел в саровские леса и там на камне молился, жил один, ничего не боясь, — потому что с ним была благодать Божия. И даже когда дикий зверь, медведь, приходил к нему, святой кормил его хлебом с рук, совсем не боясь дикой природы, потому что с ним был Бог.
Замечательный пример того, как Божественная благодать преодолевает болезни, слабости, страхи, разного рода угрозы, помогает и нам, людям XXI века, оставаться на единственно правильном пути, отражая всякие соблазны, всякие искушения и, оставаясь верными Христу, сохранять веру в Господа, сохранять силу молитвы и помнить, что в ответ на эту молитву и на эту веру Господь творит чудеса. И великий пример святого преподобного Серафима Саровского и являет такое чудо, когда Божественная благодать преодолевает и человеческую немощь, и человеческую болезнь, и согбенный старец-схимник превращается в гиганта, обладающего огромной силой духа. Такой силой, которая помогает преодолевать самые неблагоприятные, даже опасные для жизни обстоятельства.
Преподобный Серафим является символом того, как человеческая слабость восполняется Божественной благодатью. А если применить все к нашей жизни, к нашим временам, то сегодня мы действительно находимся среди многих искушений, и многие соблазны воздействуют на сознание современного человека, в том числе православного христианина. Иногда кажется, что невозможно всему этому сопротивляться — так много факторов работает против того, чтобы хранилась вера в сердце, чтобы человек жил религиозной жизнью. Тем не менее еще и еще раз хочу сказать: по молитвам святых угодников Божиих, в земле нашей просиявших, в том числе по молитвам преподобного Серафима, сегодня в стране нашей, в народе нашем возрождается вера православная. Вопреки всем влияниям, которые оказываются и прямо, и косвенно, чтобы эта вера потеряла силу, чтобы эта вера перестала вдохновлять народ и обращать его взоры к Богу и ко спасению.
Пусть предстательство преподобного Серафима Саровского, великого угодника земли нашей, помогает и дальше каждому из нас и всем нам вместе, русским православным людям — когда я говорю «русским», имею в виду всех тех, кто душой и сердцем связан с Россией, живет ее надеждами и живет ее жизнью, — укреплять свою веру и способность оставаться верными Христу, невзирая ни на какие искушения, соблазны, притяжения века сего, часто очень опасные для человека и для всего мира. Молитвами преподобного Серафима Саровского, чудотворца, да хранит Господь землю нашу, Церковь нашу и каждого из нас для Царствия Божиего. Аминь.