Новости Волгоградской митрополии
23 января Святая Церковь чтит память преподобного Павла Комельского (Обнорского)
Обширный и глухой Комельский лес, речки Обнора, Нурма и Грязевица, тишина и безмолвие — в эти края, на территорию нынешней Вологодской области, на исходе четырнадцатого столетия пришел ученик Сергия Радонежского — преподобный Павел. Позднее он стал известен всей Руси как Павел Комельский или Обнорский. Безмолвник и отшельник, он обладал великим даром слова и нес свет Христов для просвещения северных пределов Руси.
«Птицы и звери, даже хищные, паслись возле его жилища… К нему приходил заяц вместе с лисицею, принимая пищу из рук святого старца. Вились птицы, являлся медведь и смирно ждал себе пищи» — так о жизни преподобного Павла в вологодских лесах рассказывает его житие.
Павел Обнорский был одним из духовных столпов Русской Фиваиды, как назвал однажды северные земли Руси известный писатель-агиограф Андрей Николаевич Муравьёв. В 14-ом столетии эти места не уступали своему африканскому прообразу — древнеегипетской Фиваиде — пустыне, в которой селились раннехристианские монахи-отшельники. Святой Павел Обнорский и другие насельники глухих лесов Заволжья по духовной силе были подобны отцам первых веков христианства.
Преподобному Павлу суждено было стать одним из величайших миссионеров своего времени. Сначала он жил в обители преподобного Сергия Радонежского. Выйдя из Троице-Сергиева монастыря, инок Павел отправился на север, за Волгу, в лесную пустыню. Он нашел приют в отдаленном Комельском лесу. Преподобный Павел, будучи уже в пожилых летах, остановился на речке Грязовице и избрал себе для жизни дупло липы. Так в полном уединении и молитве он провел три года. В лесной глуши возрастал в нем великий дар слова.
Святой искал полного уединения, но Господу было угодно, чтобы он послужил спасению других, наставляя ближних и примером подвижнической жизни, и словом. Преподобный Павел Обнорский оставил дупло липы и перешел на новое место — на реке Нурме он построил себе келью и выкопал колодец. О подвигах отшельника узнали в окрестности. Все больше и больше людей стало приходить к преподобному Павлу ради поучения и утешения. Возрастала молва о проникновенных проповедях святого, которые были словно «божественная соль».
Многие просили у Обнорского старца разрешения поселиться с ним в лесной пустыне и пользоваться его руководством на пути спасения. Преподобный долго отказывал, называя себя недостойным быть учителем, но позже уступил просьбам. Так в 1414-ом году возник Свято-Троицкий Павло-Обнорский мужской монастырь, число насельников которого постоянно росло. В то время преподобному было почти сто лет, и сам он жил в удаленной от монастыря келье. Но никто из приходящих к нему не был лишен утешения и назидания.
Павло-Обнорская обитель стала одним из самых первых общежительных монастырей на Руси. В таких монашеских общинах все имущество было общим, пища и одежда для всех одинаковая, монастырские работы делились между всей братией. Святой Павел ввел в монастыре достаточно строгий устав. В нем отразился многолетний духовный опыт святого.
Непроходимые дебри Комельского леса обрели новую жизнь с приходом сюда преподобного Павла Обнорского. Он и днем, и ночью приветливо встречал всех, кто приходил к нему, и отпускал с полезным наставлением. Святой старец имел дар духовной прозорливости и исцелял собеседников от болезней души и тела своим словом. В обитель преподобного Павла Обнорского за утешением, наставлением и духовной помощью и сегодня тянется множество людей.
Источник Радио ВЕРА