Новости Волгоградской митрополии
«Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» (Пс.136:4)
Сегодня, в Неделю о блудном сыне, день празднования Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор возглавил Божественную литургию в Свято-Духовском мужском монастыре города Волгограда. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный монастыря, руководитель Отдела по монастырям и монашеству Волгоградской епархии игумен Христофор (Казанцев), иеромонах Прохор (Куксенко), игумен Зосима (Панков), иеромонах Пантелеимон (Индык).
Богослужебные песнопения исполнил хор монастыря под управлением регента Карины Солодовниковой.
Проповедь перед Причастием, посвященную сегодняшнему отрывку из Евангелия от Луки, притче о блудном сыне, произнес игумен Зосима (Панков).
Перед иконой праздника были пропеты тропарь и кондак святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, вознесена молитва Собору трех святителей.
В завершение богослужения митрополит Феодор обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, приветствую с сегодняшним воскресным днем. Мы вступили на подготовительное поприще к Великому посту. Святая Матерь наша Православная Церковь готовит нас к этому подвигу воздержания, предлагая нашему вниманию различные образы и смыслы. И сегодня мы слышали с вами в Евангельском повествовании и проповеди притчу о блудном сыне. В ней очень живо и ярко представлены образы и отца, и двух сыновей.
Мне бы хотелось обратить ваше внимание на одну небольшую деталь: блудный сын возвращается к своему отцу не как иначе, как только попав в тяжелейшее состояние, и осознав свою неминуемую гибель. Только тогда он приходит в себя. К сожалению, это обычная ситуация для каждого грешника. Мы все пребываем в грехе, оправдывая себя, обретаем в нем утешение, удовольствие, расслабление, думая: «Раз со мной ничего страшного не происходит, значит, так можно жить. Значит Господь принимает». И вот, человек в этом грехе уже усиливается, укрепляется безнаказанностью своего жития до тех пор, пока Господь, как чадолюбивый Отец, через Свой спасительный промысл не покажет всю тяжесть духовного состояния грешника. Тогда, находясь в безвыходной ситуации, стесняемый с различных сторон, грешник находит в себе силы, представляя образ и Отеческой любви, и жестокости своего нынешнего положения, вернуться к Отцу. Правда, не все грешники находят в себе силы. Некоторые находятся в озлоблении, и чем тяжелее скорбь греха, тем они сильнее укореняются в своих страстях, потому что имеют нечто на своего Отца, чтобы обвинить Его, осудить, находят в Нем множество несовершенств и оправданий своим греховным поступкам. Конечно, эта ненависть удерживает их в тени греха, во власти диавола, и не позволяет вернуться и принести покаяние.
Казалось бы, все сказано очень просто: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Мф.3:2) В этой фразе заключено все: и путь, и дверь вхождения, и вожделенное Царство, к которому мы призваны. Но оказывается, не каждый может войти через эту дверь, хотя она для каждого достижима, потому что Пророк Иоанн Креститель, который это возгласил, добавил: «сотворите же достойный плод покаяния». (Мф.3:8) Однако, мы, если и осознаем свою неправду, то не готовы что-то серьезное потерпеть — не только наказание, но и необходимое лекарство для размягчения нашего ожесточенного сердца.
Подобным образом и израильтяне, о которых, мы слышали во вчерашнем пении, находясь в плену Вавилонском, осознав свое грехопадение лишь только тогда, когда лишились всего — и Родины, и храма, и возможности молиться, потому что на реках вавилонских, в стране чужой не могли они прославлять Бога. Единственное место было в Иерусалиме, в храме Господнем. «Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» (Пс.136:4) восклицали евреи пленившим их.
Подобным образом и в нашей духовной жизни: когда сердце становится пленником страстей, оказывается в сетях дьявола, пленивший сердце сатана подвигает падшего к показному славословию, богомыслию, богословию, тем самым он крадет у души покаяние. Именно та самая дверь остается заключенной, потому что покаяние не терпит многословия, покаяние не богослословствует — оно рыдает, плачет и стенет о своих незаконных грехах. А когда человек начинает чрезмерно, напоказ возносить различные молитвы, благодарственные, хвалебные, он тем самым показывает, что отрекся от покаяния и находится в прелести бесовской. Поэтому каждому грешнику нужно помнить слова: «Как нам петь песнь Господню на земле чужой?» (Пс.136:4) Земля нашего сердца уже не нам принадлежит, ею овладели нечистые духи. Время ли мне воспевать и радоваться, когда нужно плакать и скорбеть и просить, чтобы получить свободу?
«Блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень». (Пс.136:9). Жестокое отношение было в Вавилоне к иудеям, их детям. Но здесь речь идет не о мести, а о духовном делании. Царь пророк называет блаженным того, кто заметит свой грех, свою страсть еще в зачаточном состоянии, пока она, как младенец, еще не вошла в силу и не пленила своего хозяина: Блажен, иже разбиет младенца своих страстей о камень веры — Христа.
Вот и мы, возлюбленные, приближаясь к священному поприщу Великого поста, времени покаяния, задумаемся, какой мы принесем плод Подвигоположнику Христу? Будет ли он достоин Его милости? До тех пор, пока мы любим наши страсти, пока мы их жалеем, мы никогда с ними не расстанемся. Святые отцы говорят о том, что тот, кто хочет научиться по-настоящему любить, должен научиться ненавидеть — ненавидеть врага своей любви. Пока человек не возненавидит гнев и страсть, он никогда не сможет их исторгнуть из земли своего сердца.
Будем ли мы ждать того грома, когда русский мужик начинает креститься? Или может быть те образы и евангельские примеры, которые мы слышим на богослужении, отрезвят нас и приведут в себя, чтобы мы обратились из пути неправды, противления, порока и вернулись к Отцу под Божественный, благодатный, спасительный покров.
С праздником всех вас, возлюбленные! Спаси вас, Боже».