Новости Волгоградской митрополии
Митрополит Феодор совершил Божественную литургию в день памяти святого князя Феодора Смоленского
Сегодня, 18 марта, в Родительскую субботу, день обретения мощей благоверных князей Феодора Ростиславича Черного, Смоленского и чад его Давида и Константина, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор возглавил Божественную литургию в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского города Волгограда. Его Высокопреосвященству сослужили священнослужители Волгоградской епархии.
Святой князь Феодор Черный, Ярославский чудотворец – небесный покровитель нашего архипастыря митрополита Феодора.
Богослужебные песнопения исполнял архиерейский хор под управлением регента Марии Зимовец.
На богослужении присутствовали воспитанники епархиального Центра семейного образования им. св. блгв. вел. кн. Александра Невского. Программа обучения в центре наряду с общеобразовательными дисциплинами включает в себя основы клиросного пения. Юные певчие исполнили некоторые песнопения.
Духовенство совершило славление перед иконой святых князей.
В завершение богослужения глава Волгоградской епархии обратился ко всем с архипастырским словом:
«Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с днем памяти святого небесного покровителя земли Волгоградской, сродника и последователя святого князя Александра Невского в трудах просвещения ордынской земли, современной земли Волго-Донского края, святого благоверного князя Феодора и его чад Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Сегодня мы вспоминаем обретение их честных мощей.
Это произошло в 1463 году. Известно, что своего любимого князя после смерти ярославцы похоронили в глубокой колоде, но не стали погребать в землю, а оставили на поверхности. Историки и ученые-исследователи затрудняются однозначно сказать, с какой целью это было сделано. По всей видимости, из-за глубокого почитания князя Феодора и желания иметь молитвенное общение и возможность прибегать к раке с ещё не прославенными, но уже многоцелебными мощами. Народ почитал князя еще до смерти: калики перехожие слагали о нем различные песни – всюду суд правый правил, богатых и сильных не стыдился, а нищих не гнушался.
Два благочестивых сына были погребены вместе с ним. Константин умер девственником, не создав семью и не прославившись в трудах государственных, но был он жизни чистой и веры глубокой. Народ сопричислил его по святости жизни своему отцу и положил рядом с ним.
Князь Давид, восприняв престол от своего отца, достойно управлял своим народом. Именно в его правление произошло два великих события в церковной жизни не только Ростово-Ярославского края, но и всей полноты Русской Церкви: в 1314 году родился будущий игумен земли Русской преподобный и богоносный авва Сергий, которого мы все знаем, как Сергия Радонежского, потому что он со своими родителями изменил место своего жительства. А второе событие в этом же году – явление чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Толгская». Тем самым святые отрасли показывают святость корня, от которого они произошли.
Мощи почивали нетленными. Жизнь Феодора и его детей, среди прочих летописей, была описана при Иоанне Грозном митрополитом Макарием Московским в книге Царских рукописей.
От мощей святых князей происходили различные чудеса, люди прибегали к ним за молитвенной помощью, получали исцеления. В конце концов это достигло апогея в народе. В 1467 году Ростовский архиепископ Трифон, удивившись таким чудесам от мощей не так давно почивших князей, не пошел сам из Ростова Великого, а послал в Ярославль своего доверенного протопопа Константина, чтобы тот изучил обстановку и доложил ему: истинны чудеса, или ложны, действительно ли святы Феодор и чада его, или это просто местное народное мракобесие.
Понять святость жизни удельного князя было сложно. Все не только слышали, но были и очевидцами междоусобных борений, гонений. Сам Трифон был духовником великого князя Василия Тёмного и не понаслышке знал о подковёрных играх. Может быть поэтому он и отнесся с недоверием к рассказам о совершающихся чудесах.
Священник Константин прибыл в Ярославль в Спасо-Преображенский монастырь, где почивали мощи святых князей, но не встретил там ожидаемого для себя почтения от архимандрита монастыря и братии. С негативным настроем, раздражением он потребовал открыть колоду, чтобы освидетельствовать нетленность мощей. Пытаясь раскрыть нетленные одежды князя своей дерзкой десницей случайно порвал монашеский аналав на его груди, и тут же был наказан – он упал в припадке эпилепсии: изо рта пошла пена, тело содрогалось судорогами. Люди пришли в ужас, доложили Ростовскому архиерею, и тот понял, что поступил неблагоговейно, почувствовал в своем теле немощь расслабления – был ли это паралич, сказать сложно, но он уже не мог передвигаться сам и попросил, чтобы келейники, прислужники положив его на носилки, отвезли к мощам святых князей, чтобы он там смог испросить у них прощения. Припав к дубовой колоде, где благородно почивали мощи святых угодников Божиих, епископ Трифон со слезами просил прощения и получил исцеление и благодатное утешение. После этого он уже не возвратился в Ростов на кафедру, а оставался в Ярославле. Спустя некоторое время он отказался от управления и закончил свою жизнь через полтора года в Спасо-Преображенском монастыре у мощей святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина.
Его похоронили рядом с другим епископом Трифоном – тем Ростовско-Ярославским архиереем, при котором управлял Давид Феодорович Ярославский. В монашестве он носил имя Прохор, а принял великую схиму с именем Трифон. И вот, два Трифона лежали рядом, в одном монастыре вместе с мощами святых угодников Божиих Феодора, Давида и Константина.
Я лично свидетельствую, возлюбленные братья и сестры, что до сих пор их мощи нетленны и источают благоуханный тонкий запах. Сохранились уши, веки, губы – такие тонкие покровы, которые должны были бы давно истлеть.
Наша вера, наша любовь к святым сегодня не так сильна и искренна, как была у наших предков. Но я уверен, что любовь святых покровителей земли Русской и земли Волгоградской не изменяется, и чем больше они видят наше несоответствие имени христианскому, тем больше они возносят свои усердные молитвы к Престолу Божию, чтобы Господь давал нам своевременную и великую милость, нашим землям мир и благополучие, на враги одоление, воздуха благорастворение, изобилие плодов земных, а народу русскому – единодушие и единомыслие, чтобы мы жили в благодатной любви к нашему Богу, и Он был нам Бог, а мы были бы Его люди.
С праздником!»