Новости Волгоградской митрополии
Митрополит: Богу не нужна повинность, Ему нужна связь с нашим сердцем
Сегодня, в Великий Понедельник, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме успения Пресвятой Богородицы города Волгограда. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный приходов Сарептского округа, настоятель храма протоиерей Сергий Тюпин, митрофорный протоиерей Димитрий Кочергин, протоиерей Михаил Пристрем, иерей Стефан Тюпин.
Проповедь перед Причастием произнес иерей Стефан Тюпин.
Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением Веры Бобылевой.
В завершение богослужения отец Сергий поблагодарил главу Волгоградской епархии за совершение Литургии Преждеосвященных Даров: «Для нас умилительна совместная с Вами молитва, это помогает переживать последние земные дни Господа нашего Иисуса Христа, когда Он идет на подвиг страдания Крестоношения.
Мы желаем Вам крепости души и тела и просим Ваших святых молитв за нас, грешных, чтобы Господь нас миловал под Вашим омофором».
Митрополит Феодор обратился ко всем с архипастырским словом:
«Закончилась Святая Четыредесятница, и наступило священное поприще Страстной седмицы. Мы особым образом вспоминаем страдания и Крестную смерть Господа нашего Иисуса Христа. Это время также является и временем подведения итогов Великого поста: как мы постились, какие плоды принесли, есть ли они вообще. Если есть, добры ли они? Для нашего вразумления Святая Матерь наша Православная Церковь предлагает к размышлению различные символы.
Сегодня в Евангельском чтении мы с вами слышали о смоковнице. Христос с учениками, возвращаясь в город, захотели есть и увидели смоковницу. Подойдя к дереву, чтобы вкусить от него и утолить голод, увидели, что в густой листве не оказалось ни одного плода. Смоковница названа бесплодной. Она является образом нашей души, которая имеет много оправданий, но не имеет конкретных добрых дел. Не имеет плодов.
Сколько раз мы хотели, сколько раз обещали Богу, людям и самим себе, но ничего не сделали? Слов было много, а дел отнюдь Христос не обрящет.
Что же делает Господь с бесплодной смоковницей? Он проклинает её, и она засыхает на глазах у всех, запечатлевая этот образ в сознании апостолов, как погибает и душа, проклятая Богом, для вечной жизни.
Следующий образ, который очень близок к первому – образ двух сыновей, которых отец посылает на послушание. Один сказал: «Да, отче, иду!», но не пошел. То ли появились свои дела, то ли поленился, отложил на потом… Второй сын сказал: «Не пойду», а потом его замучила совесть, он встал пошел и сделал. Христос спрашивает: «Который из двух исполнил волю отца?» (Мф. 21:31)
У нас много обещаний и желаний сделать, как лучше, но мы делаем, не как действительно надо, а как удобнее и приятнее себе, чтобы прикрыться этим, как мишурой, и оправдаться. Но Суд Божий не лицемерен, мы знаем, что будет с таким человеком.
Следующий пример про виноградарей, которым Господь создал все условия для жизни, работы, чтобы они могли трудиться, извлекать прибыль, жить за счет неё, радоваться жизни, но не забывать Хозяина и часть с каждой прибыли отсылать Ему. Но они так увлеклись, им было так хорошо, что они подумали: «Зачем мы будем отрезать от себя?» А со временем и вообще забыли об этой необходимости. Когда пришли слуги от Господина и стали напоминать, о долге, виноградари посчитали и решили, что не станут платить и кого убили, кого побили, кого с позором прогнали. Сколько бы не приходило посланников, участь у них была одна и та же. У работников наступило такое помрачение сознание, что они решили, что виноградник будет теперь их собственным. Но придет Хозяин, Господин. Что сделает с неправедными виноградарями?..
Это тоже образ нашей души: мы получили от Бога всё необходимое к жизни, чтобы радоваться, наслаждаться, утешаться, но перестали приносить Богу часть в знак благодарности, в память о Том, от Кого это всё. Богу не нужна эта повинность, но Ему нужна связь с нашим сердцем, а наше сердце до того грехолюбиво, что по своей доброй воле никак не хочет соединяться с Богом. Исполняйте хотя бы посильную повинность, и через нее сохранятся те отношения, которые будут признаны и законными, и достаточными для того, чтобы считаться пребывающими в доме Отца.
Но люди отвергают и это, творя насилие тем, кто напоминает им о долге, и в конце концов в своем сердце распинают Христа, потому что возлюбили земное паче небесного, материальное больше духовного, временное сильнее вечного.
К сожалению, эти признаки усваиваются не только людям неверующим, но и нам, верующим христианам. Христос говорит о кончине мира, приводя нам во внимание те знаки, которые будут свидетельствовать об утрате человеческого лица: по многим беззакониям оскудеет любовь. Люди будут жить настолько в грехе, настолько возлюбят беззаконие, что это станет частью их жизни. Тогда откроются тайны беззакония, придёт сын погибели. И люди присягнут ему добровольно, потому что они возлюбят дары не Божии, а дары греховные. А Господь говорит: «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.» (Мф.6:21).
Придет Христос, когда уже человечество не будет способно к дальнейшей, хоть сколько-нибудь нормальной жизни. Оно само себя уже изживет, как это было в Содоме с Гоморрой, во времена Ноя… Как же это будет во время пришествия Христа? Почему мы называем его «страшным»? Оно потому и страшно, что люди Бога забыли, потеряли любовь к Нему, уважение, верность. Как неверная жена уже не радуется, а страшится пришествия мужа, так и душа в рассказах о Боге трепещет и старается закрыть свои уши, потому что понимает, что уже нет ничего общего с Ним, и эта встреча будет очень печальной. В наших силах еще изменить свою жизнь, отвернуться от путей порока, пристально посмотреть на дорогу спасения, которую выложил нам Господь Своими страданиями, Своей Кровью, Своей смерть. Да, не бывает легкого креста, но не бывает креста не спасительного. Если мы хоть сколько-нибудь заботимся о спасении своей души, то должны свой крест нести не только с терпением, но и с благодарностью. Когда человек теряет благодарность Богу, тогда в нем зарождается противление. Он становится подобен тем виноградарям, которые восстают, считают, что всё, что им дали – их собственность. У нас в жизни нет никакой собственности, и сама жизнь нам по существу не принадлежит. Сегодня мы дышим, а завтра — неизвестно. Все, что ты накопил, кому отдашь? Никто сказать не может. Единственное, что у нас в руках – это наше покаяние. Пока есть возможность, будем использовать эти дни и толкать двери покаяния, чтобы Господь наше сердце, окованное грехом, окутанное тьмой греховных страстей, освободил и очистил, просветил и воздвиг от греха к праведной жизни, от земли к небу.
Проведем остатки дней Страстной седмицы в чистоте и благочестии, если не смогли этого сделать до сих пор, ибо помним, что милостив Владыка, и принимает и последнего, как первого, только было бы у нас искреннее желание оказаться в числе той духовной дружины. Как говорят в народе, быть хоть сзади, но в том стаде.
Постараемся, чтобы благодать, которой мы с вами приобщились через Святое Причащение, сохранилась в нашем сердце, приумножилась добрыми делами и проросла духовным преображением в то Царство, которое Господь уготовал нам еще от сложения мира.
Аминь».