Новости Волгоградской митрополии
10 апреля — Великий Понедельник
Первый день Страстной седмицы посвящён осмыслению чуда Спасителя о смоковнице и Его притче о злых виноградарях (Мф. 21 гл.), а также пророчеству о разрушении Иерусалима (Мф. 24 гл.). Иссушение Господом бесплодной смоковницы стало для учеников знаменательным свидетельством, с одной стороны, силы веры, с другой – страшным предостережением против духовной теплохладности. В церковной толковательной традиции под бесплодной смоковницей принято также понимать иудейство, которое, покрывая себя, подобно листве, формальным исполнительством ветхозаветного закона, не способно принести истинного духовного плода – не может сообщить человеку спасение. На раскрытие такового значения чуда указывает также произнесённая вслед за ним притча о виноградарях, которые, замыслив злое против хозяина виноградника, побили его слуг, а затем убили и его сына. В этой притче под виноградарями уже недвусмысленно понимается еврейский народ, побивавший камнями пророков и теперь поднявший руку на Самого Сына Божия.
Ещё один образ, доносимый до нас гимнографией Великого Понедельника – предательство сына Иакова Иосифа его собственными братьями. Прекрасный Иосиф явил собой ветхозаветный прообраз Спасителя, будучи из зависти проданным в рабство египтянам, но впоследствии восставленным Богом и явившимся спасителем своего народа.
председатель Комиссии по канонизации святых Волгоградской епархии иерей Илия Неклюдов
Тропарь, глас 8:
Се, Жених грядет в полунощи,/ и блажен раб, егоже обрящет бдяща,/ недостоин же паки, егоже обрящет унывающа./ Блюди убо, душе моя,/ не сном отяготися,/ да не смерти предана будеши,/ и Царствия вне затворишися,/ но воспряни зовущи:// Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
Кондак, глас 8:
Иаков рыдаше Иосифова лишения,/ и доблий седяше на колеснице, яко царь почитаем:/ египтяныни бо тогда сластем не поработав,/ воспрославляшеся от Ведущаго человеческая сердца,// и Посылающаго венец нетленный.