Новости Волгоградской митрополии
Митрополит Феодор: Мы при всех своих усилиях не можем без Его благодатной помощи сделать ничего доброго
Сегодня, в Великий Вторник, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святителя Иннокентия Московского города Волгограда. Его Высокопреосвященству сослужили: благочинный приходов Сарептского округа протоиерей Сергий Тюпин, настоятель храма протоиерей Валентин Скрыпников, митрофорный протоиерей Димитрий Кочергин, протоиерей Михаил Пристрем.
В этот день Православная Церковь вспоминает проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском храме, а также Его притчи о Втором пришествии, о десяти девах и о талантах (Мф. 24-25), рассказанные ученикам.
Проповедь перед Причастием произнес протоиерей Михаил Пристрем.
Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением Галины Журавлевой.
Отец Валентин от лица всего прихода поблагодарил Высокопреосвященнейшего Владыку за совершение Литургии и попросил святительских молитв.
Глава Волгоградской епархии обратился ко всем с архипастырским словом:
««Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща, недостоин же паки, егоже обрящет унывающа». Это умилительное, полное глубокого смысла песнопение, поется не только на монашеском постриге, но и на утрени Великого Понедельника. Вот уже два дня подряд Господь наш Иисус Христос говорит нам со страниц Святого Евангелия о Страшном Суде, о конце мира, о признаках его. Страшна для каждого человека описанная в Евангелии ситуация, но разве не каждая встреча с Богом – это суд? И чем этот суд для нас кончится, если мы придем с вами на эту встречу не подготовленными, неочищенными?
На утрени Великого Вторника поется другое умилительное песнопение: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». Мы с вами подошли почти вплотную к чертогу Божественной Славы. Но оборачиваемся на пройденный путь Великого поста, смотрим в глубину своей души и понимаем, что одежда нашей души продолжает оставаться скверной, недостойной Небесного Святилища. Мы с вами слышали в молитве, читаемой перед Святым Причастием, о том, что извержен будет человек от Ангелов по причине отсутствия хитона свадебного, потому что душа должна уневеститься Христу. Представьте себе невесту, пришедшую на брак в грязном подвенечном платье. Кто ее пустит? Это стыд и позор на всю оставшуюся жизнь, а для нас – на целую вечность. Пока еще бьется наше сердце, мы молитвенно со слезами обращаемся к Спасителю, исповедуем свою немощь. Мы при всех своих усилиях не можем без Его благодатной помощи сделать ничего доброго, не можем измениться, и, как бы ни старались, но, как говорит Апостол Павел, «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю». (Рим.7:19)
Сегодня перед нами предстаёт образ десяти дев Евангельских: мудрых и юродивых. Юродивые девы не только расслабились и задремали в ожидании жениха, но и не приготовили достаточное количество масла, чтобы их светильники горели нужное время. Пришел Жених, а они гаснут, войти на праздник с потухшими лампадами – то же самое, что невесте прийти в грязном платье. Девы пошли на рынок, вернулись, а двери закрыты. Было время, да проспали. Хоть и знакомы они с Женихом, но Он их отрекается, девы стучат, а Он говорит: «Не знаю вас».
Так, в один момент можно оказаться чуждым Божественной любви, очутиться вне Божественного чертога, и слёзы уже нам не помогут. Скажет нам Ангел: Было время для слез, что же ты не плакал? Было время для молитвы, что же ты не молился? А сейчас поздно, пришло время суда.
И никто нас уже из этой тьмы кромешной, где плач и скрежет зубовный, не спасет и не извлечет, потому что мы духовно проспали свою жизнь, не спаслись елеем добрых дел, елеем молитвы, елеем милости. Сух наш фонарь.
Следующая Евангельская притча о талантах – обращение к душе каждого из нас. Нет людей бесталанных, каждый от Бога получает свою меру, но кто-то приумножает, а кто-то нет. Как приумножить таланты? Мы слышим с вами дальше: накормить алчущего, напоить жаждущего, одеть нагого, принять странника, навестить больного или сидящего в темнице.
Что ты сделала, душа моя, из перечисленного? Почему твой талант остался не приумноженным? Потому что душа, как тот лукавый раб, осуждала других, а себя оправдывала. «Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа?л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». (Мф. 25:24-25)
И от уст своих этот раб обличается. Он же знал, что господин несправедливый, суровый, тем более должен был потрудиться, чтобы не быть наказанным. Ты же знал, что накажет, что же ты ничего не сделал? Сам себя обманул. Что помещало ему это сделать? Осуждение: раз господин плохой, значит я не буду делать. А ты сам будь хорошим и сделай! Но это самооправдание, основанное на осуждении, оставляет нас бесплодными. А участь бесплодных мы знаем по вчерашней смоковнице.
Завтра страшный день – предательства Иуды. А кто из нас не предавал Христа, кто из нас не нарушал Его заповедей, кто из нас не выбирал грех, вместо добродетели? Так пусть хотя бы осознание своего предательства возбудит нас к покаянию и изменению жизни.
Не хочу быть, как Иуда! Дело даже не в том, что предаю Тебя, Господи, постоянно и распинаю своими страстями, но я от Тебя не отрекусь. Пусть я грязь и пепел, но я Твой. Лучше Ты накажи меня, чем меня возьмут к себе демоны, как своего, которого они приобрели ценой многих беззаконий.
Осталось немного дней до Пасхи Христовой, до великой встречи со Христом. Как мы внидем в чертог Божественной славы? Постараемся очистить ризу своей души, постараемся умножить свой духовный талант, постараемся сделать добрые дела, пока еще есть время, пока бьется наше сердце.
Аминь».
Фотоальбом пополняется