Новости Волгоградской митрополии
ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ – ПРАЗДНИК РАЗЛУКИ, ПРАЗДНИК ВСТРЕЧИ
Фреска кафедрального собора св.блгв.вел.кн. Александра Невского г. Волгограда
иерей Илия Неклюдов, и.о. председатель Комиссии по канонизации святых Волгоградской епархии
В четверг шестой седмицы по Пасхе Православная Церковь отмечает праздник Вознесения Господня (в этом году он приходится на 25 мая). Этот праздник установлен в воспоминание удивительного события, произошедшего на горе Елеон в Вифании спустя сорок дней после Воскресения Христова. Рассказ о нём доносят до нас строки Евангелий от Луки и от Марка, а также книга Деяний апостольских:
И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. (Лк. 24:50-51)
И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. (Мк. 16:19)
Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. (Деян. 1:9-11)
Событие, описанное в этих библейских строках, имеет для спасения человечества огромное значение: оно венчает искупительный подвиг Христа. Спаситель ради любви к человеку воспринял человеческую природу, пронёс её сквозь страдания, Крестную смерть, Воскресение. И ныне возносит её на Небо – Небо с большой буквы. Разумеется, речь здесь идёт не о физическом небе, не о космосе. Небо, Небесное Царствие находится вне границ пространства и времени. Это мир, в который Бог зовёт человека; место, где человеку надлежит снова встретиться со своим Творцом, вернуться во «объятия Отча». Господь возносит человеческое естество выше ангельских обителей – до высоты Божественного Престола. И в этом осуществляется превечный Промысл Божий о человеке, которого, по слову св. праведного Николая Кавасилы, Бог сотворил таким, чтобы Самому однажды стать человеком. Вознесение указывает христианину на перспективу его бытия – по Евангельскому слову «сесть одесную Бога».
Вознесение Господне знаменует собой соединение Церкви земной и Церкви Небесной. Архимандрит Иоанн Крестьянкин говорит о нём, как о «празднике встречи и празднике разлуки». В течение сорока дней после Воскресения Христос собирал ближайших учеников для того, чтобы преподнести им последние наставления. В этих беседах Спаситель говорил о действительности Своего телесного воскресения, о смысле крестного подвига и о грядущей разлуке, за которой последует новая встреча – встреча с Богом, являющимся в Своей Третьей Ипостаси – Духом Святым. И в этой встрече ученики будут утешены великой, доселе неизведанной радостью – познанием Бога в полноте Его Откровения. В последней беседе со Христом апостолы, уже окончательно уверившиеся в Нём как в Мессии, задали Ему вопрос: «не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Но получили ответ: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти» (Деян. 1:7). В сам же момент Вознесения ученики услышали от ангела: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Эти слова – одновременно и ответ на их вопрошение, и уверение в том, что они непременно будут свидетелями этого славного Пришествия. Услышавши таковое обещание, ученики вернулись в Иерусалим полными радости.
С Вознесения начинается христианская эсхатология как ожидание Второго Пришествия Христа-Мессии. Вся дальнейшая проповедь апостолов пронизана этим ожиданием. В своём послании к христианам г. Фессалоникии апостол Павел прямо говорит: «Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак, утешайте друг друга сими словами» (1Сол. 4:17-18). Из этих слов совершенно понятно, что с самых первых дней апостольской проповеди Вознесение Господне понималось как образ того пути, которым надлежит пройти каждому человеку – через смерть и воскресение к вознесению и личной встрече с Господом.
Первоначально празднование Вознесения соединялось с торжеством Пятидесятницы. Такая тесная связь определяется, в первую очередь, тем, что само празднование Сошествия Святаго Духа на апостолов в ранней Церкви начиналось уже с Недели Антипасхи (первого воскресенья после Пасхи) и включало в себя, в том числе, и день Вознесения. Об этом свидетельствует само то, что главная богослужебная книга, используемая в Церкви в этот период, называется «Пентакостион», то есть «Пятидесятница» (в славянском переводе она именуется «Триодью Цветной», что, в принципе, неверно). Только в конце IV в. Вознесение повсеместно выделяется как отдельный праздник. На это указывают сведения, приводимые такими святыми отцами как Иоанн Златоуст, Григорий Нисский и Августин Блаженный. Способствовало тому и осуждение духоборческой ереси Македония на ?? Вселенском Соборе. Чтобы подчеркнуть Божество Святаго Духа, праздник Пятидесяницы обособляется от послепасхального периода. С ним обособляется и празднование Вознесения. Причём в Западной Церкви было принято соблюдать перед и после праздника Вознесения пост, однако эта практика впоследствии была признана неподобающей. В Иерусалимской Церкви с первой половины V в. торжественное богослужение Вознесения совершалось на самой Елеонской горе, где со времён равноапостольной императрицы Елены существовал храм в честь Вознесения.
Расставаясь с учениками, Господь оставил им, а значит и нам, Своё немеркнущее благословение. Оно осеняет Церковь Христову поныне и будет пребывать в ней до самого Второго славного Пришествия. По слову архимандрита Иоанна (Крестьянкина), это благословение уже возносит души и сердца к Богу; вознесёт же и телеса наши в сретение «паки Грядущему со славою судити живых и мертвых, Егоже Царствию не будет конца». В этом благословении таинственно, но самым буквальным образом сбывается утешительное обещание, данное Христом Своим апостолам перед Вознесением: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:20).