Новости Волгоградской митрополии
В праздник Пятидесятницы митрополит Феодор совершил Литургию в Александро-Невском кафедральном соборе
4 июня 2023 года, в праздник Святой Троицы (Пятидесятницы), митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского города Волгограда.
Его Высокопреосвященству сослужило духовенство собора.
Песнопения исполнил архиерейский хор под управлением регента Марии Зимовец.
Проповедь перед Причастием произнёс иерей Валерий Гусаков.
По окончании Литургии была совершена великая вечерня с чтением коленопреклонных молитв. В завершение были пропеты тропарь, кондак и величание празднику Пятидесятницы.
В завершение богослужения митрополит Феодор обратился ко всем с архипастырским словом:
Всех вас, возлюбленные отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с сегодняшним великим светлым, радостным, спасительным праздником Сошествия Святаго Духа, праздником Святой Пятидесятницы, Днём основания нашей Матери Святой Православной Соборной Апостольской Церкви, Днем Святой Троицы.
В пятидесятый день после Воскресения Христова апостолы были собраны вместе, и на них сошла благодать Святаго Духа в виде огненных языков, которые почили на голове каждого из них. С этой благодатью они получили дар понимать и говорить на иностранных языках тех народов, которые им предстояло просветить светом Евангельской Истины.
Вчера на всенощном бдении мы слышали с вами в стихирах на «Господи воззвах…» такие слова, что Господь через языки иных народов обновляет своих учеников, для того, чтобы они смогли прославлять Его Божественное Имя.
Лежащая сегодня на церковном аналое икона Святой Пятидесятницы, Сошествия Святого Духа, изображает Собор апостолов. Часто среди них мы видим и Божию Матерь, на Которой тоже почивает благодать в виде огненного языка. Мы видим и апостола Павла, которого исторически не было, но он безусловно является неотъемлемой частью той Церкви, которую основал Христос, и которая в сегодняшний праздник получила сугубую благодатную силу. Мы видим тех, кто являет собой образ Апостольской Церкви.
Мы не видим на иконе апостола Иуду, однако и не видим апостола Матфея. Внизу под изображением апостолов, часто в светлом окне изображаются пророки Иоиль и Иезекиль, которые за много веков до этого события пророчествовали о нем.
Бывает, что в темном окне изображается некий человек в короне с бородой, который простирает покров – это царствующий «Космос», то есть тот мир, огромная вселенная, которая еще пребывает во тьме, во мраке неверия, которую апостолам, ученикам Христовым и нам с вами в том числе, предстоит просветить светом евангельского общения.
Этот праздник называется Днем Святой Троицы. В этот день во всей полноте, необходимой для нашего спасения и нашего понимания, все Ипостаси, все Лица Святой Троицы, и Их действия нам открыты. Третье Лицо Святой Троицы – Божественный Дух, является не только в виде голубя, сходя на Иисуса Христа во время Крещения на Иордане, но и ныне в образе огненных языков пламени. Не нужно отождествлять Святого Духа с голубем, ветром или пламенем – в этих явлениях Он проявлял Себя в мире. Святой Дух не имеет формы и дышит там, где хочет.
Святая Троица… Уже в III веке мы можем найти изображение Трех Ангелов, Трех Путников, которые посещали праотца Авраама. Они были изображены еще без нимбов и без крыльев. Называется эта икона «Посещение Авраама», но со временем мы видим, что на изображениях стали появляться нимбы и крылья. В частности, в храмах на острове Патмос на фресках и иконах это изображение уже подписывается «Святая Троица».
Эти изображения есть по всему миру: и в Риме, и в Венеции, и в других уголках земли. Но самая известная на свете икона Святой Троицы — нашего с вами соотечественника преподобного Андрея Рублева. В отличие от других иконографических образов, у преподобного Андрея практически отсутствуют детали быта и исторических событий явления Троицы под дубом Мамврийским: мы не видим ни Авраама, ни смеющуюся Сарру, ни юношу, приносящего в жертву вола. Все очень лаконично. Но в этих скромных формах содержится величайший смысл, который каждый из нас должен научиться читать.
На иконе Святой Троицы мы видим ни что иное, как Совет Превечный — Совет Трех Лиц Триединого Божества до творения мира и человека. Конечно, как Всеведущий Бог, Он понимает, что немощной человек не сможет устоять перед искушением и отпадет от Божественной любви. Но он создается не для смерти, не для кары, не для муки… Создается он для вечной радости и жизни в Божественной любви. Значит, нужно как-то спасти человека! Мы видим, как Великий Совет безмолвен, Он проявляется в красках. Два крайних Ангела как бы образуют чашу, в центре которой Третий Ангел. В центре мы видим Ангела, Который изображает вторую Ипостась Святой Троицы – Господа нашего Иисуса Христа. Мы видим, что Его плащ, верхняя одежда голубого цвета – это знак Божественной принадлежности. А сорочица — рубаха, хитон – красного цвета, что говорит о его человеческой принадлежности, о тех страданиях, которые Ему предстоит понести за искупление человеческого рода. На правом плече вертикально расположена золотая полоса. В Древнем Риме это был знак высокой царской власти, власти патриция. На иконе она изображает царственность Христа – Царь всех царей. Рядом с Ним – Мамврийский дуб. Это не только место встречи Авраама с Троицей — это прообраз Древа познания добра и зла, начала грехопадения человечества, и образ Древа крестного – конца мучений и искупления, спасения человеческого рода – Древа жизни.
Слева Ангел облачен в светлые-золотые или белоснежные одежды. Они обозначают царское совершенство, но Его нижняя одежда голубого цвета свидетельствует о Божественности. Рядом с ним изображено здание. Это не только шатер, где принимал Авраам своих Божественных гостей, но это знак домостроительства Божия. Господь устрояет наше спасение как мудрый Правитель.
Первая Ипостась Святой Троицы благословляет Чашу, Которая находится посередине Престола. Она означает не столько трапезу, которой угощает радушный Авраам гостей, сколько ту Чашу, которую предстоит испить Иисусу Христу – Чашу жертвенную. Не случайно из нее выглядывает голова жертвенного животного – образ нашего Господа Иисуса Христа, Который пришел заклатися ради спасения нас, людей.
Сам Престол – это не только образ Небесного трона, могущества над всей вселенной, это жертвенник. Преподобный Андрей изобразил в передней части небольшую прямоугольную выемку. В такую нишу обычно вкладывают мощи святых мучеников, когда освящают. На иконе это обозначает то же самое – мученичество Господа нашего Иисуса Христа и основу Церкви, которая есть кровь святых мучеников.
Справа располагается третья Ипостась – Ангел, изображающий Святого Духа. Его плащ зеленого цвета, а нижняя одежда голубого, что обозначает Божественность. В отличие от двух других Ангелов, он показывает пальцем сверху вниз, как и подобает действовать Святому Духу – сверху вниз. Центральный Ангел почти касается своими перстами жертвенной Чаши. Он как-бы принимает ее и благословляет Свой небесный жребий.
Около третьего Ангела мы видим гору, это означает, что Он обитает в горних обителях. Когда священник совершает жертву в алтаре, он возглашает «горе имеим сердца», призывая всех нас, возлюбленные, хотя бы на мгновение отречься от всего земного и мысленно, духовно-сердечно приобщиться благодати Святого Духа и войти в те горние обители, которые нам Господь уготовил еще прежде сложения мира.
В сегодняшний праздник я поздравляю всех причастников с принятием Святых Христовых Таин. Мы стали ближе к Богу, мы стали ближе друг ко другу, приобщились Божественной благодати. Пусть она живет и действует в нашем сердце, обновляя нас: делая немощных сильными, неразумных — мудрыми, боязливых — храбрыми перед лютой злобой и ненавистью мира сего, потому что этот мир должен быть просвещён не только учением, но и любовью нашего Бога — Отца и Сына, и Святого Духа, Троицы Единосущной и Нераздельной.
С праздником!