Новости Волгоградской митрополии
Патриаршая проповедь после Литургии в храме преподобного Андрея Рублева в Раменках г. Москвы
23 июля 2023 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме преподобного Андрея Рублева в Раменках г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В сегодняшнем апостольском чтении (Рим. 15:1-7) находим такие слова: Мы, сильные, должны снисходить к слабым, а не себе угождать. Казалось бы, так просто. Но что же такое снисходить? С Олимпа на землю? Нет! Слабые люди — рядом с нами, к ним надо двигаться по горизонтали, а не по вертикали. И нужно видеть рядом с собой человека, а снисходить значит в первую очередь терпеть. Слово «терпение» апостолом не употребляется, но снисхождение — это и есть синоним терпения, а потому мы можем сказать: нужно терпеть ближних, а не себе угождать.
Проявлять в жизни терпение очень непросто, каждый это знает. Даже в браке между любящими людьми — началась совместная жизнь, все радостно, но затем скорби, болезни, неудачи, естественное старение… Как же сохранить все то, что было в начале совместного пути? Не всем удается сохранять чувства светлыми, чистыми, вдохновенными, оставаться верными друг другу, заботиться друг о друге. А ведь это и есть, согласно Евангелию, идеал совместной жизни. И, конечно, среди верующих много тех, кто так и живет, и радуется моя душа, когда я наблюдаю радостную семейную жизнь в среде духовенства, наших верующих, да и всех тех, кто умеет хранить брак и заботиться друг о друге.
Итак, снисхождение, в переводе на наш современный язык, означает терпение. А без терпения не может быть никакой совместной жизни, никакой солидарности, коллективной и общенародной. Ничего этого без терпения быть не может, потому что мы все разные. Кто-то кому-то нравится, кто-то не нравится, а что же делать с этим «не нравится», если жить вместе надо, и в коллективе работать, и Родину защищать? И к этой ситуации применимы сегодняшние слова апостола о снисхождении друг ко другу.
Терпение — это дар Божий, говорит Нил Синайский. И это правда, потому что терпение требует от нас наступить на самое для нас дорогое, хотя мы в этом и не признаемся, — на свое собственное «я». Ограничить самих себя во имя того, чтобы другим было лучше. И ведь ни один подвиг не совершается без терпения, будь то трудовой или семейный подвиг. Везде требуется терпение, и об этом-то и говорит и Нил Синайский, которого я процитировал, и сегодняшнее апостольское чтение.
Современный человек почти разучился терпеть. Многое дается так легко, как не давалось предыдущим поколениям; нас окружает комфорт, о котором и мечтать не могли наши отцы и деды. Все это, конечно, расслабляет нашу волю и нашу способность терпеть другого человека. Но ведь в слове Божием нет ни капли лжи — одна только правда. Значит, и в заповеди «терпением стяжите души ваши» — правда Божественная и правда жизни.
А что если мы из этого храма выйдем с одним лишь требованием к самим себе — потерпеть сегодня все то, что с нами произойдет? Например, неуместные или обидные слова со стороны близких людей, какие-то тяготы, связанные с рабочей или учебной нагрузкой, когда напрягается нервная система и хочется отмахнуться — если не физически, то по крайней мере эмоционально? А что если мы в этот момент вспомним о сегодняшних словах и не будем отмахиваться? Может, кому-то это покажется удивительным: как же так, вроде такую резкую фразу сказал, а мой собеседник или мой родственник никак не отреагировал, а лишь улыбнулся и пошел дальше? Но если такое будет не единожды, а станет стилем нашего общения даже с теми, кто нас обижает, — то, поверьте, и обидчиков будет меньше, и жизнь сделается светлее, и проблем семейных, возрастных, связанных с непониманием между родителями и детьми, станет меньше.
У слова «терпение» есть и синоним — мужество, потому что мужества без терпения не существует. Вот сегодня наши воины в тяжелейших условиях защищают Родину. А разве там не требуется терпение — в окопах, под дождем, в грязи? А если боль и раны? А если боль физическая и душевная — а нужно исполнять свой долг? Разве можно идти вперед, к победе, не имея терпения? А что если жены защитников Родины не будут иметь терпения, а при встрече с теми, кто вернется, начнут изливать на них свой негатив, свои отрицательные чувства, накопившиеся во время разлуки, — разве это будет по заповеди Божией?
Терпением стяжите души ваши. Это величайшая заповедь, без которой не может быть никакого духовного роста. Потому что все начинается с терпения, а уже потом, где-то на высотах духовной жизни, — и любовь к ближним и дальним, но в первую очередь к своим родным и близким.
Мы научены великой мудростью, мудростью Божественной, а не человеческой, потому что терпеть — это против логики человеческой жизни. Зачем терпеть-то? Тебя обидели? Накажи! Отняли? Ударь, забери! И рука так устроена, что пальцы к себе сгибаются. Терпеть-то зачем? Так вот, против этой животной логики Господь дает нам заповедь: терпением стяжите души ваши. Будьте снисходительны друг к другу и тогда исполните закон Христов. А исполнение закона Христова и открывает перед человеком тайну его собственного счастья.
Не может быть счастья без жизни по закону Божиему. Это не значит, что все люди неверующие несчастливы. Но несчастливы те неверующие, кто в своей жизни попирает Божественный нравственный закон. А кто этот закон исполняет, тот обретает и благополучие, и счастье в жизни земной, и спасение в жизни вечной.
И да поможет нам всем Господь именно так проводить наше земное житие, именно так общаться с ближними и дальними, радуясь тому, как будет меняться, удивительным образом, характер наших отношений с людьми. А это произойдет несомненно, но ведь, помимо улучшения климата в общении с людьми в этой жизни, исполнение заповедей будет открывать нам врата и жизни вечной. И да поможет нам Господь в терпении стяжать души наши и исполнять Его святые и спасительные заповеди. Аминь.