Новости Волгоградской митрополии
Святая Церковь празднует Положение честно?й ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве
Честную Ризу Спасителя не следует отождествлять с нешвенным Его Хитоном – они ясно различаются в Священном Писании: «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин.19,23-24; Пс.21,19).
По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией – Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. «ЖМП», 1977, № 9, С. 53). Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачица (известны также части Ризы Господней в Западной Европе – в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619–1633) и царю Михаилу.
Тропарь Положения честной ризы Господней в Москве, глас 4
Днесь притецем, вернии,/ к Божественней и цельбоносней ризе Спасителя нашего Бога,/ благоизволившаго сию плотию носити/ и на Кресте святую Свою Кровь излияти,/ еюже искупи нас от работы вражия./ Тем, благодаряще, вопием Ему:/ спаси отечество наше,/ и архиереев, и град, и вся люди/ честною Твоею ризою защити,/ и спаси души наша,// яко Человеколюбец.
Перевод: В сей день прибегнем, верные, к Божественней и цельбоносной ризе Спасителя нашего Бога, благоволившего ее на теле Своем носить и на Кресте святую Свою Кровь излить, которою искупил нас от рабства врагу. Потому с благодарностью взываем Ему: «Спаси Отечество наше, и архиереев, и град, и всех людей священной Твоею ризою защити и спаси души наши, как Человеколюбец!»
Кондак Положения честной ризы Господней в Москве, глас 4
Одеяние нетления, спасительнаго целения/ всем человеком, Владыко, даровал еси,/ Твое Божественное сокровище — честную ризу,/ яже есть хитон,/ еюже живоносную и святую плоть вочеловечения Твоего одеяти благоволил еси./ Сию желанием приемлюще светло празднуем,/ страхом же и любовию, яко Благодателю воспевающе, зовем Ти, Христе:/ сохрани в мире отечество наше, и архиереев, и вся люди,// по велицей Твоей милости.
Перевод: Как одеяние нетления, исцеляющее во спасение, всем людям, Владыка, Ты даровал Твое Божественное сокровище — священную ризу, то есть хитон, которой Ты живоносную и святую плоть Свою, вочеловечившись, облекать благоволил. Ее с усердием принимая, торжественно празднуем, и со страхом и любовью, как Благодетелю воспевая, взываем Тебе, Христе: «Сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и всех людей по великой Твоей милости».
Молитва на Положение честной ризы Господней в Москве
Благодари?м Тя, Влады?ко Человеколю?бче, Царя? веко?в и Пода?теля благи?х, разруши?вшаго вражды? средосте?ние и мир пода?вшаго ро?ду челове?ческому. Да?руй и нам, рабо?м Твои?м, мир ри?зою Твое?ю честно?ю, вкорени? во всех страх Твой, и друг ко дру?гу любо?вь утверди?, угаси? вся?кую ра?спрю, вся разногла?сия и собла?зны. Я?ко Ты еси? мир наш, и Тебе? сла?ву возсыла?ем со Отце?м и Святы?м Ду?хом, ны?не и при?сно и во ве?ки веко?в. Ами?нь.
Величание Положения честной ризы Господней в Москве
Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и почитаем вси Божественныя ризы Твоея// честное положение.
Источник: Азбука.ру