Новости Волгоградской митрополии
Ангел единой Руси
28 июля полнота Православной Церкви отмечает день памяти святого равноапостольного князя Владимира – просветителя Русских земель. Преставление в переводе на общепринятую лексику означает – смерть. Но для человека, окончившего жизнь праведно, смерть – это радость. Это точка перехода в жизнь вечную, место встречи с Богом. Наш старший современник, святитель Иоанн Шанхайский, в своё время писал: «Пока не окончится земная жизнь человека, до самого исхода души из тела, продолжается в нём борьба между грехом и Правдой. Какого бы высокого духовного и нравственного состояния кто не достигал, возможно для него постепенное или же стремительное падение в бездну греха». Поэтому преставление – та точка, с которой праведник окончательно переходит в состояние святости – в состояние со-бытия с Богом.
Современные историки много спорят о личности святого Владимира, особенно о его роли и участии в Крещении Руси. Их мнения, порой, достигают противоположностей: одни говорят, что Киевский князь насаждал новую веру огнём и мечом, другие – что народ поголовно принимал Крещение, последуя авторитету Великого князя… Но в этой полемике, зачастую, забывают о самой личности святого князя Владимира и её отражении в русской церковной истории, в предании Церкви, в сведениях, доносимых до наших дней церковными летописцами, а также современниками и потомками Крестителя Руси.
Итак, нам известно, что будущий великий князь Владимир родился около 960 года. Происходил он от княжеского рода и был сыном Киевского князя Святослава и прислужницы его матери, княгини Ольги, по имени Малуша, которая, как полагают, была дочерью Древлянского князя Мала. Изгнанная из княжеского дома за связь с сыном княгини, она родила Владимира в далёком псковском селе Будутине. Некоторое время Владимир провёл с матерью, но затем был отдан на воспитание своей бабке – княгине Ольге. Не найдя среди своих внуков достойных княжеского стола, именно в «рабучиче» (сыне рабыни) она увидела будущего Великого князя и объединителя русских земель.
Первые месяцы княжения ещё совсем юного Владимира в неспокойном Новгороде ознаменовались началом продолжительной междоусобной войны, которая разразилась между сыновьями Святослава вскоре после его гибели от стрел печенегов во время похода. Безусловно, идеализировать раннее правление Владимира нельзя. Этого не пытались делать и древние летописцы, не скупясь на мрачные описания событий, сопровождавших княжение Владимира в Новгороде. Так, при освобождении Новгорода, захваченного братом Владимира Ярополком, он предал того расправе, совершил братоубийство. Письменные источники X–XII вв. часто описывают Владимира до принятия Крещения как правителя жестокого, злопамятного, склонного к подозрительности. И к тому же ярого поборника язычества. Вскоре после вступления в Киев он устроил на одном из холмов языческий пантеон, где приносились кровавые, в том числе и человеческие жертвоприношения. Кстати, первыми русскими мучениками стали варяги Феодор и его сын Иоанн, которых слуги Владимира убили за отказ совершить такое жертвоприношение. Причём, жертвой в этом кровавом действе должен был стать сам Иоанн.
Приход князя Владимира к принятию христианства носит, во многом, легендарный характер. Летописи доносят до нас рассказ о визитах ко двору Киевского князя эмиссаров из Волжской Булгарии, которые предлагали тому принять ислам; послов Римского престола, хазарских евреев, посланников Константинопольского Патриарха. После этих встреч Владимир отправил в разные страны послов для того, чтобы они узнали об истинном богопочитании. Побывав в Византии, те донесли Владимиру известное сообщение: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах». Тогда Владимир и сделал выбор в пользу «закона греческого».
Насколько достоверна эта история, говорить сложно. Ещё сложнее рассуждать о мотивах принятия Владимиром православного христианства. Разумеется, они, в немалой степени, были политическими. Государство, объединённое единой великокняжеской властью, должно быть объединено и единым религиозным исповеданием. Без сомнения, существенную роль в выборе веры сыграл и опыт бабки Владимира – равноапостольной княгини Ольги, которая приняла Православие ещё за пять лет до его рождения. Важную роль в принятии Православия сыграло и установление дипломатических отношений с Византией, и брак Владимира с принцессой Анной. Однако, здесь нельзя преуменьшать и личного фактора: не обделённый мудростью князь Владимир стал понимать бессмысленность и непотребство того образа жизни, в котором он проводил все предыдущие годы. Его ум встал перед теми предельными вопросами, после столкновения с которыми человек уже не может продолжать жить так, как раньше.
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7)
Искание милости у Бога явило во Владимире усердное стремление к исполнению этой Евангельской заповеди. Летописи единогласно отмечают ту радикальную перемену, которая произошла с князем Владимиром после принятия таинства Крещения в Херсонесе. Эта перемена – пример истинного покаяния, «метанойи» – «перемены ума». Свидетельством тому служат несколько достоверных фактов: Владимир отменил смертную казнь, издал указ, по которому всякий нуждающийся мог приходить на княжеский двор и брать всё, что ему необходимо. Он учредил при своём дворе специальную социальную службу, которая занималась попечением о нищих и больных, развозя по городу продовольствие.
Вскоре после возвращения в Киев Владимир приказал уничтожить все капища, свергнуть идолов, а статую «перуна» сбросить в Днепр и проследить, чтобы она нигде не пристала к берегу. Тогда же, предположительно в конце весны 988 года, Владимир издал свой знаменитый указ: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг». Крещение киевлян было совершено митрополитом Михаилом в одном из притоков Днепра, который до наших дней не сохранился. На месте капищ воздвигались храмы, а на том месте, где были убиты Феодор и Иоанн святой Владимир поставил собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, на возведение которого пожертвовал десятую часть своих доходов. Эта церковь стала известна как «Десятинная» и простояла без малого 250 лет до разграбления Киева ханом Батыем. В этом храме равноапостольный Владимир положил мощи княгини Ольги. Христианизация же остальных русских земель растянулась на десятилетия. Особенно сложно этот процесс проходил в Новгороде, который в политическом смысле противопоставлял себя Киеву. Там имели место столкновения между горожанами-язычниками и великокняжескими посланниками.
Не менее важным было то, что князь Владимир смог действительно объединить земли Руси под единое начало, преодолев раздробленность и поставив на княжение в крупных городах своих сыновей. Он стремился укрепить и внешние границы Руси, основав целую цепь городов-крепостей вдоль наиболее уязвимых южных рубежей молодого русского государства.
Дело святого равноапостольного князя Владимира пронизывает всю русскую историю. О Крещении Руси и его значении прочитаны миллионы лекций и написаны тысячи монографий. Но всё же стоит особо отметить, что оно стало тем переломным моментом, с которого можно отсчитывать летописание Руси как государства в полном смысле слова.
Князь Владимир – не только выдающийся политический деятель и созидатель Русской государственности, не только один из величайших правителей в истории нашей страны. Он, и это самое главное, святой, небесный покровитель и заступник, предстатель перед Господом за ныне снова раздробленные земли Святой Руси. Это предстательство было явлено потомку Владимира, святому благоверному князю Александру Невскому, который молитвами Просветителя Руси одержал победу над крестоносцами в Невской битве и в благодарность установил всецерковное почитание своего сродника. Оно было явлено и во дни благоверного князя Дмитрия Донского, который посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению от татаро-монгольского ига; оно было явлено святителю Патриарху Гермогену – объединителю Отечества перед лицом польской угрозы. Это святое предстательство непременно явится нашей земле и в настоящие, тревожные дни. А по сему, не будем отчаиваться, но укрепимся в уповании на помощь Божию по молитвам Ангела Руси, святого равноапостольного князя Владимира и всех святых правителей Земли Русской, являвших духовную связь друг с другом ещё в земной жизни, а наипаче теперь – по преставлении в Отечество Небесное.
иерей Илия Неклюдов, исполняющий обязанности руководителя Комиссии по канонизации святых Волгоградской епархии, клирик Александро-Невского кафедрального собора г. Волгограда.