Новости Волгоградской митрополии
Слово Святейшего Патриарха Кирилла после молебна у памятника равноапостольному князю Владимиру в праздник Крещения Руси
28 июля 2023 года, в день памяти равноапостольного великого князя Владимира, день церковно-государственного праздника Крещения Руси, по окончании Божественной литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил крестный ход c частицей мощей и иконой равноапостольного князя Владимира через Боровицкие ворота к памятнику Крестителю Руси на Боровицкой площади.
У памятника, где собрались клирики московских храмов, жители и гости столицы, было совершено молебное пение равноапостольному князю Владимиру.
Богослужебные песнопения исполнил хор духовенства Московской митрополии под управлением иерея Сергия Голева.
Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас», а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru.
На сугубой ектении были вознесены прошения:
«Еще молимся о Богохранимей стране нашей Российстей, Президенте ея ныне тезоименитом Владимире Владимировиче, властех и победоносном воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш, Господи, о Твоих благодаяниих, яже излиял еси на Землю нашу от Крещения ея и до ныне, и припадаем, и славословим Тебе, яко Богу, приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед люди Твоя и всегда, яко Милостив, исполни во благих прошения наша, прилежно молимся Тебе, услыши и помилуй.
Еще молимся Тебе, Спасителю нашему, чрез благовернаго князя Владимира благоволившему избрати род наш в наследие Свое и в купели Крещения даровати Духа Святаго, о еже Церковь нашу Святую от расколов и нестроений соблюсти, и в единомыслии веры ея утвердити, и миром оградити, рцем вси: Господи, услыши и помилуй.
Еще молимся Тебе, Господи Вседержителю, о еже призрети и утвердити виноград сей, егоже насади и сохрани от всех наветов вражиих десница Твоя; и в предняя лета даруй наследию Твоему мир и безмятежие, да не умалится и не поколеблется Русь Святая, юже избрал еси в жилище Себе, да славится Трисвятое Имя Твое, услыши и помилуй.
Давый заповедь Твою нам, еже любити Тебе, Бога нашего, и ближняго своего, сотвори, да ненависти, вражды, обиды и прочая беззакония прекратятся, истинная же любовь да царствует в сердцах наших, молим Ти ся, Спасителю наш, услыши и милостивно помилуй.
Еще молимся Тебе, Господу Спасителю нашему, о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую, обышедше бо обыдоша ю врази, и о еже явити спасение Твое. Рцем вси, Господи, услыши и помилуй.
Еще молимся о еже благосердием и милостию призрети на воинство и вся защитники Отечества нашего, и о еже утвердити нас всех в вере, единомыслии, здравии и силе духа. Рцем вси, Господи, услыши и милостивно помилуй».
Святейший Патриарх Кирилл прочитал молитву о Святой Руси.
В завершение молебна было возглашено многолетие: «Великому Господину и Отцу нашему Кириллу, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Свято-Троицкия Сергиевой Лавры священноархимандриту, Богохранимей стране нашей, Президенту ея Владимиру Владимировичу, властем, воинству и народам ея, всему освященному собору, благочестия ревнителем и учителем, и всем во Православии в Земли нашей подвизающимся словом, писанием, учением и богоугодным житием, и всем православным христианом — многая лета».
По окончании молебна Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся на Боровицкой площади с Первосвятительским словом:
Дорогие братья и сестры!
Сердечно всех вас поздравляю с праздником! Только что мы вознесли соборную молитву равноапостольному великому князю Владимиру — святому крестителю Руси. В этот день мы с благодарностью вспоминаем главное дело его жизни — деяние, одного которого было бы достаточно, чтобы имя князя навсегда осталось в нашей истории, и гражданской, и церковной. Это деяние изменило не только жизнь его близких, тех, кто его окружал, но и всего народа нашего, и ввело русский народ в семью христианских народов.
О Крещении Руси, 1035-летие которого мы сегодня отмечаем, сказано и написано немало. Поворотное событие в отечественной истории, решающий выбор пути, вхождение в семью христианских народов и приобщение к духовной сокровищнице Православия — всё это, безусловно, истинно, верно, так оно и есть. Произошедшее на берегах Днепра действительно можно считать точкой отсчета как русской истории и культуры, в основании которой лежат евангельские ценности и идеалы, так и всей духовной жизни нашего народа. Но чтобы все эти правильные слова не звучали шаблонными общими фразами, необходимо задуматься над тем, каким образом с погружения в купель Крещения, в Днепровскую купель, началось реальное духовное возрождение всего нашего великого народа.
Из истории мы знаем, что не было в тот момент у восточных славян единого государства, не было осознания своей общности и целостности. А что было? Были разделения: мы — поляне, мы — древляне, мы — дреговичи, мы — кривичи. Много и других славянских племен жило тогда на широких восточноевропейских просторах. Все они, как свидетельствует преподобный Нестор Летописец, «имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав». И различия в обычаях, в духовной культуре единого народа приводили к тому, что все эти племена враждовали друг с другом, проливалась братская кровь, каждый стремился взять свое за счет жизни и благополучия другого…
И вот удивительно: именно с началом христианизации Руси и собирается народ воедино. Что же это за мощная творческая сила, которая смогла объединить людей, еще недавно смертельно враждовавших друг с другом? Что же это за энергия, которая смогла сформировать из разрозненных племен единую нацию? Имя этой силы — любовь. Только она способна творить и созидать, наполнять непреходящим смыслом человеческую жизнь. На ненависти, на вражде, на противопоставлении одного другому невозможно построить ничего ценного и настоящего, потому что ненависть и зависть могут лишь разделять, разрушать, они не имеют созидательной силы, а значит, не имеют и будущего. То, что всё это именно так, показывают многочисленные примеры из истории нашего Отечества.
Любовь к Богу и ближним побудила князя Владимира сделать духовный выбор и волевым решением принести православную веру своим единоплеменникам. И люди, возрастая в евангельской любви, приходили к осознанию необходимости хранить единство и преодолевали этой силой самые непростые испытания, побеждали и сокрушали множество врагов. А если бы не было этой связующей силы, не было бы веры православной, давно от Руси не осталось бы камня на камне — только разрозненные враждующие племена, исполненные ненависти друг к другу. Ведь с оскудением веры и любовь оскудевает, и, конечно, не только между отдельными людьми — это хорошо известно, — но и во всем народе.
Так произошло и с русским народом: с оскудением веры и любви княжеские междоусобицы, порожденные завистью и жаждой наживы, стали играть все более значительную роль в разрушении народного единства, что привело к раздробленности и ослаблению нашей страны. Те, кто с человеческой точки зрения казались великими и славными, стали и слабыми, и бесславными, потому что не могли иметь любовь и единство со своими братьями. Все это в конечном счете стало причиной длительного иноземного ига. Сословные разделения, а потом и так называемая классовая ненависть породили чудовище русской революции. Даже развал советского государства имел своей причиной недостаток любви к Отечеству и ближним, к сожалению, неизбежный для общества, построенный на безбожии. Ведь если бы была сильна вера людей, разве распалось бы наше единое великое государство, созданное молитвами, духовным подвигом, героизмом нашего народа? Почему в одночасье все разлетелось в пух и прах? Потому что утрачена была вера как невероятной силы стяжка, соединяющая многих людей, подчас разных взглядов и разных убеждений.
Сегодня между братскими народами России и Украины, вышедшими из единой купели крещения, посеяна рознь — и рознь эта, как мы знаем, активно поддерживается силами, одинаково враждебными и русским, и украинцам. Поэтому мы, сознавая все это, призваны взять в руки щит любви. Щит любви к Богу, ближнему, к Отечеству. Каким бы изощренным ни был враг, целенаправленно и долгие годы создававший условия для этого междоусобного конфликта, — ему не выстоять перед силой жертвенной любви. Эта любовь не только в самоотверженном воинском служении. Она — в способности быть милосердными и сострадательными в нашей повседневной жизни. Она — в поддержке мирных жителей и беженцев, раненых и потерявших имущество. Зло, которое несет с собой любая война, преодолевается только так и никак иначе. Без любви не найти пути к справедливому миру, и без любви не найти подлинного пути к Богу.
Равноапостольный князь Владимир вел войны практически всю свою жизнь до принятия Крещения, да и после него. Он был храбр, смел и побеждал почти во всех своих ратных делах, но без нравственного преображения и духа любви все эти победы и заслуги были бы, выражаясь языком апостола Павла, лишь медью звенящей и кимвалом бряцающим (1 Кор. 13:1), то есть лишены подлинного внутреннего духовного смысла и силы.
Сейчас, во времена нестроений, именно нравственное преображение, деятельное изменение сердца требуется от каждого из нас. Если мы будем подобны в этом духовном делании равноапостольному князю Владимиру, то силою Воскресшего Христа, победившего саму смерть, обязательно одержим победу над врагом рода человеческого — именно она предшествует всем остальным победам, даруемым Господом и каждому человеку, и целому народу. Именно эта победа над самым главным врагом, противником Самого Бога, открывает путь к построению мира, справедливости, добрых отношений между народами и процветанию стран и государств.
Дай Бог, чтобы добротой и наполнялись наши сердца, чтобы благие дела были главным содержанием жизни нашего народа, чтобы пребывали в нем, по слову апостола, сии три неизменно: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше (1 Кор. 13:13).
Аминь.
Участники богослужения поклонились честным мощам равноапостольного Крестителя Руси, ковчег с частицей которых был принесен крестным ходом из Кремля на Боровицкую площадь.