Новости Волгоградской митрополии
Святая Церковь чтит икону Божией Матери Прибавление ума (Подательница ума)
День празднования образа Божией Матери Прибавление ума установлен в церковном календаре в ближайшее после Успения Пресвятой Богородицы воскресенье. Таким образом, икону, перед которой молятся учащиеся и их родители, чествуют либо накануне начала нового учебного года, либо в первые его дни. В 2023 году день приходится на 3 сентября.
Образование, начитанность, эрудиция, умение найти и проанализировать информацию, столь необходимые в современном мире, не исчерпывают такое обширное понятие, как ум. Как отмечал преподобный Антоний Великий, недостаточно изучить изречения и писания древних мудрецов. По-настоящему умны те, считал святой, кто «могут рассудить, что добро и что зло». Когда мы молимся перед этим образом, мы просим не столько о прибавлении знаний, сколько о прибавлении мудрости.
Данные исследователей говорят о том, что иконография образа сложилась в XVI веке под влиянием западных гравюр и икон со сложной символикой. Однако большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII-XIX векам. На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его — держава, символ царской власти. Богоматерь с Младенцем изображается на темнооливковом фоне в лучах Божественного света. Особенность иконы — своеобразные одеяния. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ — далматик. Он красного цвета, богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы — лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С обеих сторон подлетают к Богоматери с Младенцем Ангелы с зажженными свечами; над главами Их — три Серафима, в подножии — Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.
Сохранилось старинное сказание, объясняющее происхождение названия иконы: «В ближайшее время после Патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные Патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее «Прибавление ума»».
В начале XX века русский исследователь Андрей Александрович Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии (точное указание на первообраз дал ему академик Никодим Павлович Кондаков): «Изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века. В Лорето находится Святой домик или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, в общем сходно с иконой «Прибавление ума», которая западного происхождения, только переделана на «московский манер»».
В конце XX столетия выводы А.А Титова получили новые подтверждения трудами многих итальянских историков, археологов и искусствоведов. Паломники к Святому Дому в Лорето теперь могут увезти с собой такую же картонную иконку «Прибавление ума», какая продается в московских православных церковных лавках, только под итальянской иконкой добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века. Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости».
На Руси самая древняя из известных икон Божией Матери «Прибавление ума» находится в Ярославской области в Покровском храме города Романов-Борисоглебск (Тутаев).
Чудотворный образ «Прибавление ума» начала XVIII века находится в Московском Тихвинском храме в Алексеевском.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Прибавление ума», глас 4
О, Пресла?вная Ма?ти Христа? Бо?га на?шего, благи?х Пода?теля, ми?лостию Свое?ю всю вселе?нную сохрани?, да?руй нам, рабо?м Твои?м, прему?дрость и ра?зум, све?том Сы?на Твоего? ду?ши на?ша просвети?, еди?на Всепе?тая, от Херуви?м и Серафи?м сла?вимая.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Прибавление ума», глас 2
Я?ко умо?м Христо?вым на?с просвеща?ющую, хва?лим Тя?, Пречи?стая Ма?ти Го?спода, всю? вселе?нную держа?щаго, Красоты? ми?ра ви?димаго и неви?димаго, луча?ми Жи?зни на?с озаря?ющая.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Прибавление ума»
Богоро?дице Пречи?стая, до?ме, его?же созда? Себе? Прему?дрость Бо?жия, даро?в духо?вных Пода?тельнице, от ми?ра к преми?рным ум наш возводя?щая и всех к позна?нию ра?зума приводя?щая! Приими? моле?бное пе?ние от нас, недосто?йных раб Твои?х, с ве?рою и умиле?нием покланя?ющихся пред пречи?стым о?бразом Твои?м. Умоли? Сы?на Твоего? и Бо?га на?шего, да да?рует власте?м на?шим му?дрость и си?лу, судия?м пра?вду и нелицеприя?тие, па?стырем му?дрость духо?вную, ре?вность и бде?ние о душа?х на?ших, наста?вником смиренному?дрие, ча?дом послуша?ние, всем же нам дух ра?зума и благоче?стия, дух смире?ния и кро?тости, дух чистоты? и пра?вды. И ны?не, всепе?тая, вселюби?мая на?ша Ма?ти, пода?й нам ума? прибавле?ние, умири?, соедини? во вражде? и разделе?нии су?щия и положи? им соу?з любве? неразреши?мый, всех заблу?ждших от неразу?мия к све?ту и?стины Христо?вы обрати?, стра?ху Бо?жию, воздержа?нию и трудолю?бию научи?, сло?во прему?дрости и душеполе?зное зна?ние прося?щим да?руй, осени? нас ве?чною ра?достию, Херуви?мов светле?йши и Серафи?мов честне?йши су?щая. Мы же, сла?вная дела? и многоразу?мную прему?дрость Бо?жию в ми?ре и жи?зни на?шей ви?дяще, устрани?мся земны?я суеты? и изли?шних жите?йских попече?ний, и ум и се?рдце на?ше на Небеса? возведе?м, я?ко да Твои?м заступле?нием и по?мощию сла?ву, хвалу?, благодаре?ние и поклоне?ние в Тро?ице сла?вимому Бо?гу и всех Созда?телю возсыла?ем, ны?не и при?сно, и во ве?ки веко?в. Ами?нь.
По материалам monasterium.ru и Фома.ру