Новости Волгоградской митрополии
4 сентября Святая Церковь чтит икону Божией Матери Грузинская
Когда в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, многие христианские святыни были похищены, отвезены в Персию и проданы находившимся в то время в этой стране русским купцам. Так Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом, попала к некоему купцу Стефану, который хранил ее с глубоким почитанием и благоговением. В это же время в Ярославле купец Георгий Лыткин, по торговым делам которого Стефан был в Персии, получил во сне откровение о святыне, приобретенной Стефаном, и повеление отослать ее в Черногорский монастырь Архангельской епархии, основанный в 1603 году. Когда в 1629 году Стефан возвратился на Родину и показал икону Георгию Лыткину, тот вспомнил о своем видении и отправился в Двинские пределы в Черногорскую обитель (названа она так потому, что была построена на гористом и мрачном месте, издавна именовавшемся Черной горой; впоследствии обитель была переименована в Красногорскую). Там икона и прославилась чудотворениями. В 1654 году во время моровой язвы икона была принесена в Москву, и молившиеся перед ней избегали смертоносной язвы.
Ныне икона пребывает в храме Живоначальной Троицы в Никитниках г. Москвы. Множество списков с Грузинской иконы Божией Матери, хранящиеся и хранившиеся ранее во многих храмах Москвы, храме святителя Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, Раифской Богородичной общежительной пустыни Казанской епархии, разрушенном в 1935 году храме в честь Грузинской иконы Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге (при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской епархии), свидетельствуют о ее глубоком почитании.
В 1658 году по благословению Патриарха Никона было установлено ежегодное празднование Грузинской иконе Божией Матери. Служба была составлена в 1698 году смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым.
Богородицу часто называют Заступницей всего рода христианского, а еще — Путеводительницей. Это два из пяти основных типов изображения Богоматери на иконах. Именно к типу Путеводительницы, Одигитрии (греч. ????????? — Указующая Путь) относится Грузинская икона Божией Матери. В этой иконографии как нельзя лучше отражается суть Богородицы. Как на браке в Кане Галилейской Пресвятая Богородица говорит всем: что скажет Он вам, то сделайте (Ин.2:5и) — в этом всё Ее служение, — так и на Грузинской иконе Она предстает Путеводительницей к Богу и вечному спасению. Держит у сердца, на левой руке младенца Иисуса, а правой рукой указывает на Него. Богомладенец держит в левой руке свиток, а правой благословляет. Голова Божией Матери склоняется к Сыну. Всем Своим видом Дева Мария показывает образ жизни христианина: держать в сердце Бога, всеми помышлениями стремиться к Нему и творить заповеди Божии.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Грузинской» (Красногорской), глас 4
Днесь све?тло красу?ется оби?тель Красного?рская,/ и с не?ю ликовству?ет Раи?фская пу?стыня,/ я?ко зарю? со?лнечную, от восто?ка возсия?вшую, восприи?мши, Влады?чице,/ чудотво?рную Твою? ико?ну,/ е?юже разгоня?еши мглу искуше?ний и бед от вопию?щих ве?рно:/ изба?ви оби?тель на?шу и вся страны? христиа?нския от всех наве?т вра?жиих// и спаси? ду?ши на?ша, я?ко Милосе?рдная Засту?пница ро?да христиа?нского.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Грузинской» (Красногорской), глас 8
Тебе?, Избра?нней от всех родо?в, Бо?жией Ма?тери,/ благода?рственная пе?ния прино?сим,/ прише?ствием честны?я Твоея? ико?ны, раби? Твои?, Богоро?дице, озаря?еми,/ но, я?ко иму?щая держа?ву непобеди?мую,/ от вся?ких нас бед свободи?, да зове?м Ти:// ра?дуйся, Неве?сто Неневе?стная.
Источник: Азбука.ру