Новости Волгоградской митрополии
14 сентября — начало индикта, церковное новолетие
«Дух Господа на Мне;
ибо Он посвятил Меня помазанием Своим
благовестить убогим
послал Он Меня,
возвещать пленённым свободу
и слепцам прозрение,
отпускать на волю утесняемых,
возвещать лето Господне благоприятное
[или: возвестить год милости Господней]!»
(Ис.61:1-2)
Индикт — слово латинское, означающее просто «налог, назначение». Индиктион — 15-летний налоговый цикл, после которого делалась переоценка имений — ввел в Римской империи в I веке до Рождества Христова император Октавиан Август. В христианский календарь это слово попало, когда в империи были введены так называемые индикты Константина Великого — новая календарная система, берущая начало с 312 года. А праздник новолетия был установлен в 325 году в Никее I Вселенским Собором.
Правда, в Византии церковный год не всегда начинался 1 сентября: был индикт императорский — с 25 сентября, был римский — с 1 января, было и мартовское летосчисление — с 1 или 25 марта (день Благовещения).
Почему же Православная Церковь так держится за юлианский календарь, живет по «старому стилю»? Ведь Юлий Цезарь, который ввел его в 45 году до Рождества Христова, просто взял за основу календарь египтян. Чем он лучше того, который в 1582 году ввел папа Григорий XIII?
Юлианский календарь ориентирован на движение Солнца относительно звезд, григорианский — на положение Солнца относительно Земли, иными словами, юлианский календарь ориентирован на небо, а григорианский — на землю.
На I Вселенском Соборе именно по юлианскому календарю, по которому жила тогда Римская империя, была составлена пасхалия, которой Православная Церковь пользуется до сих пор: по ней православная Пасха всегда бывает после иудейской и никогда с ней не совпадает — в отличие от Пасхи по григорианскому календарю, а по церковным канонам, утвержденным до разделения Церкви, запрещено праздновать Пасху в один день с иудеями или раньше них.
На Руси гражданский новый год до XV века начинался в марте — с 1 марта отсчитывали года все древние летописцы, включая Нестора. Но церковное новолетие начали торжественно отмечать 1 сентября еще в XIII веке. Когда же христианское мироощущение практически полностью вытеснило прежнее, языческое, гражданский Новый год тоже стали праздновать 1 сентября, и эта традиция продержалась больше 200 лет.
С 1492 года новолетие на Руси отмечали как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание проповеди Спасителя в назаретской синагоге (Лк 4:16–30), когда Он сказал, что пришел исцелять сокрушенных сердцем и проповедовать лето Господне благоприятное (Ис 61:2).
В тот год во всех христианских странах ждали конца света, ведь исполнялось 7000 лет со дня сотворения мира, и слух, что восьмой тысячи не бывать, расползался по крестьянским и посадским избам со скоростью Интернета.
Трудно сказать, насколько это ожидание всеобщего апокалипсиса повлияло на решение церковных иерархов и царя Иоанна III, но, по старинке отметив новый, 7000 год от сотворения мира 1 марта, они, подождав семь месяцев и убедившись, что все в мире идет по-прежнему, перенесли празднование нового года на сентябрь.
В XVII веке день ни один нищий в этот день не оставался без утешения — их щедро оделяли милостыней и одеждой, кормили сытным праздничным обедом, царь и бояре оделяли народ гостинцами и подарками.
По материалам ФОМА.ру
Тропарь индикта, глас 2
Всея? тва?ри Соде?телю,/ времена? и ле?та во Свое?й вла?сти положи?вый,/ благослови? вене?ц ле?та бла?гости Твоея?, Го?споди,/ сохраня?я в ми?ре лю?ди и град Твой// моли?твами Богоро?дицы и спаси? ны.
Кондак индикта, глас 2
В Вы?шних живы?й, Христе? Царю?,/ всех ви?димых и неви?димых Тво?рче и Зижди?телю,/ И?же дни и но?щи, времена? и ле?та сотвори?вый,/ благослови? ны?не вене?ц ле?та,/ соблюди? и сохрани? в ми?ре град и лю?ди Твоя?,// Многоми?лостиве.