Новости Волгоградской митрополии
17 сентября — празднование иконы Божией Матери «Неопалимая Купина»
Яко же купина не сгораша паляема, тако Дева родила еси.
Радуйся, Купина Неопалимая.
Стихира на праздник Благовещения
Неопалимая Купина — описанный в Ветхом Завете горящий, но не сгорающий терновый куст. Именно в этом образе пророку Моисею, пасшему овец у подножия горы Синай, явился Сам Бог и повелел вывести израильский народ из египетского плена.
В христианской традиции Неопалимая Купина стала символом Богородицы, которая в тайне Боговоплощения вместила Создателя Вселенной. Она восприяла огонь Божественной любви и осталась невредимой в своей чистоте. Сравнение Божией Матери с Неопалимой Купиной звучит во многих церковных песнопениях. Отражено оно и в иконописи.
Образ Богородицы «Неопалимая Купина» известен с первых веков христианства. Иконописцы по-разному передавали его в своих работах. На самых ранних образцах Пречистая Дева представлена на фоне горящего куста, перед которым пророк Моисей преклоняет колени.
Постепенно в иконописи сформировался сложный аллегорический образ «Неопалимая Купина». Изображение Богоматери с Младенцем заключено в восьмиконечную звезду, которая состоит из двух пересекающихся четырёхугольников. Один из них, зеленый, символизирует куст, а другой, красный — объявшее его пламя. В лучах восьмиконечной звезды изображены сцены поклонения Небесных сил чудесному Рождению Бога от Девы. А между четырёхугольниками представлены библейские сюжеты с пророчествами о Пришествии в мир Богочеловека.
Богоматерь собрала вокруг Предвечного Младенца весь мир — силы земные и Небесные. Именно такой, собранной воедино, и замыслил Вселенную Бог в Своей Премудрости, именно ею должны быть побеждены хаотические, центробежные силы смерти и распада. Тем самым подле Купины возникает и иной образ — образ Софии, Божественной воли, предвечного замысла Творца о творении.
Множество икон «Неопалимой Купины» прославились чудотворением.
На Руси образ Божией Матери «Неопалимая Купина» появился в четырнадцатом веке. Одну из первых икон в Москву привезли в 1390 году из Палестины. Святыню поместили в алтаре Благовещенского собора Московского кремля. Там она находится и сейчас.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неопалимая Купина», глас 4
И?же во огни? купины? неопали?мыя, дре?вле Моисе?ем ви?денныя,/ та?йну воплоще?ния Своего? от неискусобра?чныя Де?вы Мари?и Прообразова?вый,/ Той и ны?не, я?ко чуде?с Творе?ц и всея? тва?ри Созда?тель,/ ико?ну Ея? святу?ю чудесы? мно?гими просла?ви,/ дарова?в ю? ве?рным во исцеле?ние неду?гом/ и в защище?ние от о?гненнаго запале?ния./ Сего? ра?ди вопие?м Преблагослове?нней:/ наде?ждо христиа?н, от лю?тых бед, огня? и гро?ма изба?ви на Тя упова?ющия// и спаси? ду?ши на?ша, я?ко милосе?рда.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Неопалимая Купина», глас 8
Предочи?стим чу?вствия душ и теле?с на?ших,/ да ви?дим та?инство Боже?ственное,/ о?бразно явле?нное дре?вле вели?кому во проро?цех Моисе?ю купино?ю,/ горе?вшею огне?м и не сгара?вшею,/ в не?йже Твоего? безсе?меннаго Рождества?, Богоро?дице, предвозвеще?ние испове?дуем,/ и, благогове?йно покланя?ющеся Тебе?/ и Ро?ждшемуся от Тебе? Спа?су на?шему, со стра?хом вопие?м:// ра?дуйся, Влады?чице, Покро?ве, и Прибе?жище, и Спасе?ние душ на?ших.
Источник: Радио Вера, Православие.ру