Новости Волгоградской митрополии
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней
Сегодня, 21 сентября, в праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор возглавил Божественную литургию в Никольском кафедральном соборе города Камышина. Его Высокопреосвященству сослужили: старший священник собора протоиерей Николай Караичев, протоиерей Роман Саталкин, иерей Георгий Родионов, иерей Михаил Макаров.
Богослужебные песнопения исполнил хор под управлением регента Ирины Панковой.
В завершении богослужения отец Николай обратился к митрополиту Феодору со словами приветствия:
«Мы благодарны Вам, что в праздник Рождества Пресвятой Богородицы Вы посетили наш богоспасаемый город Камышин, молились вместе с нами в храме святителя Николая. Под Вашим омофором мы имели возможность вознести свои молитвы.
Рождество Богородицы – это событие, которое перевернуло историю человечества, это начало нашего спасения, потому что на земле родилась Та, Которая стала Матерью нашего Господа и Спасителя. С этого момента человечество приобрело Заступницу – Матерь, Убежище, Покровительницу во всех наших делах, напастях, скорбях, болезнях. Во всем мы прибегаем к Матери Божией.
Желаем Вам доброго здравия, Покрова Царицы Небесной, помощи Божией в Ваших трудах.
Ис полла эти, деспота».
Митрополит Феодор обратился ко всем с архипастырским словом:
«Дорогие отцы, братья и сестры, возлюбленные прихожане этого святого храма и те, кто совершил сегодняшний труд! Всех вас сердечно приветствую со светлым, душеспасительным праздником Рождества Пресвятой Богородицы.
Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней — это радость, о которой не только ликуют все человеки, но и прославляют Ангелы. Наконец человечество смогло принести добрый плод для своего спасения. До сего момента, какой бы ни была большой история человеческой жизни на земле, мы знаем, приносились разные плоды: были цари, были пророки, были святые, были те уникальные люди, которые ходили перед Богом, но не было Той Единственной Пречистой Преблагословенной, Которая всем Своим естеством явила совокупность добродетелей и лишена была всякого греха и всякого тлена. Она-то и смогла воспринять в Себя всю благодать Божества. Через Пречистую Деву воплотился Сын Божий, Единородный, Который взял на Себя грехи наши, всего человечества, и распял их на кресте вместе со Своей Плотью и со Своей человеческой волей. Можно сказать, во Христе боролась воля человеческая с волей Божьей, но Он сумел их соединить воедино, неразрывно и неразлучно. Он пришёл на землю не Свою волю исполнить, но волю пославшего Его Отца — это послушание Он исполнил, как пишет Священное Писание, до смерти, до смерти крестной.
Мы, возлюбленные братья и сестры, тоже должны помнить, для чего мы пришли в этот мир, для чего нам Господь даровал жизнь, какой плод мы должны принести. Имеем ли мы послушание Богу, как имела его Божия Матерь, как имел его Сын Божий и Сын человеческий Иисус Христос? Очищаем ли мы своё сердце, свой ум, свою душу от греховных страстей, боремся ли мы с ними или плывём по течению, не желая выходить из зоны комфорта?
Совершенно недавно появилась фраза «практикующий христианин». Духу Евангельского учения непонятно, как христианин может быть не практикующим. Христианин — это тот человек, который подражает Христу, который идёт за Христом, слушает Его гласа, как овча послушная, а тот, кто не слушает, не следует, не исполняет волю, может ли называться учеником, является ли он христианином в полном смысле? Разве можно сказать: «Я христианин, но не практикующий»?
Раз не практикующий, значит, не христианин, значит, ты кто-то другой, значит, ты — тот самый блудный сын, который отпал от лона отца. Вернись в это лоно, пока не поздно, стань христианином настоящим, чтобы за тебя не было стыдно ни Матери Церкви, ни твоим родителям, ни твоему духовному отцу, который на Страшном Суде даст ответ, в том числе и за тебя, за твою душу, как он её воспитал, как он её восприял, как ты ответил на Слово Божественного Евангелия.
Каждый из нас приносит ежедневно плод своих трудов. Внимательны ли мы к этим плодам? Обращаем ли вообще свой взор в конце дня назад? Видим ли мы, что совершили, как этот день прошли, что нехорошего мы сделали, кого обидели, сказали неправду, были несдержанны? Сколько хороших дел мы не совершили, а могли бы… Господь даёт нам каждый день возможность, а как мы эту возможность используем, зависит от каждого из нас.
Некоторые ищут оправдания, чтобы остаться неосуждённым в своих глазах. Мы знаем, что Суд Божий и суд человеческий принципиально отличаются: то, что перед человеком хорошо, мерзость перед Богом. Все наши оправдания, как шелуха, как осенние листья, спавшие с деревьев, будут сожжены в вечном огне. Если мы с вами не изменимся, то вместе с ними пойдём на эту страшную участь.
Тот, кто имеет желание, ищет возможности. Проходя мимо храма, ты говоришь: «Не могу, Господи, зайти и отстоять всю службу. Времени у меня нет, работа, кто-то ждёт. Хотя бы на 5 минут, хоть на минуточку зайду, чтобы вдохнуть полной грудью этот святой воздух, забыть суету греховной жизни, хоть на секундочку увидеть Твои Божественные глаза и посмотреть внутрь себя. Туда ли я иду? Может мне, пока не поздно, идти в другое место?»
Божия Матерь никого не осуждала, никого не обличала, и, хотя по слову пророка Симеона, оружие прошло в Её душу, пронзило Её сердце, как острые стрелы, как мечи, когда Она видела несправедливое надругательство над Её Божественным Сыном, Она терпела, молчала и молилась. Своей кротостью и Своей чистотой Она громче всякого пророка нас обличает в нашей нечистоте, в нашем нечестии, в нашем маловерии, в нашей лености, самооправдании.
Тяжело постоянно быть с Богом — такова немощь нашего греховного естества. Святые отцы говорят, что не нужно читать длинных молитв – от вас никто этого не просит, не заставляет. Раз прочитал, два прочитал, а потом все желание отпало молиться.
Нет цены малому подвигу. Иоанн Златоуст написал маленькие молитвы, но на каждый час. Мы их читаем обычно перед сном– двадцать четыре молитвы. Если бы мы каждый час хотя бы просто вспоминали о Боге: «Господи, помоги» или «Господи, прости», «Господи, управи», наша жизнь, поверьте, была бы совсем другой. Это так несложно, надо только захотеть, понять, что это необходимо. Пропустил час – Господи, прости, что же я такой невнимательный! Два раза скажу. Потом приходит навык. В обыденной жизни бывают привычки дурные, злые, а бывают добрые. В духовной жизни тоже есть добрые привычки: встал, и не можешь без утренних молитв никуда идти. Спать не можешь лечь, пока не перекрестишься, кровать свою не перекрестишь. Это добрые навыки, которые нам нужно развивать, тогда мы будем потихонечку возрастать в Духе и Истине.
Если же мы будем думать: «Ну ладно, потом… успеем. Мы не хуже других…», тогда, конечно, мы будем спускаться все ниже и ниже в духовное болотце, и так поквакивать друг с другом, перекликаясь: «Ты как там?» «Да я сегодня не пойду в церковь, дел много…».
Другие находят возможность вырваться из этой греховной тины и хоть на пять минут, хоть на полчаса зайти в храм, помолиться, а там, глядишь, Господь что-то изменит в нас, в нашем сердце, и мы будем приносить уже плод не греховный, не злой, а добрый, угодный Богу.
Пресвятая Богородица да управит нашу жизнь и поможет нам приносить эти добрые плоды.
С праздником!»