Новости Волгоградской митрополии
Связь времён
В Гусевском монастыре Ахтырской иконы Божией Матери состоялось захоронение мощей Елизаветы Николаевны Годейн, первой благотворительницы и благоустроительницы обители.
Пресс-служба Гусевского женского монастыря Ахтырской иконы Божией Матери, пресс-служба Урюпинской епархии
Опубликовано в журнале Волгоградской митрополии «Царицын Православный» №9 (47) сентябрь 2023 год.
Связь времён…
Кажется, что сегодня такие слова звучат абстрактно, банально, непонятно и не нужно…
Но это совсем не так! И мы, насельницы Гусевского женского монастыря иконы Ахтырской Божией Матери, наши добрые друзья из Саратова, Волгограда, Камышина, Калмыкии вместе пережили великое историческое событие – живую связь времён, когда с сердечным трепетом предавали земле останки наших святочтимых исповедниц и предшественниц, сестёр и матерей, игумений и священнослужителей нашей святой обители, среди которых были и останки устроительницы монастыря – Елизаветы Николаевны Годейн.
Это нельзя передать. Это надо пережить…
Все было так. Одиннадцать лет назад митрополит Герман (Тимофеев) благословил нашу матушку игумению Серафиму с сестрами и служащего священника, иеромонаха Климента (Наумова), обрести мощи Елизаветы Николаевны Годейн. Она была похоронена у алтаря храма Ченстоховский иконы Божией Матери, в ограде монастыря. В настоящее время эта территория принадлежала Гусевской средней школе (в скором сроке наша дорогая, высокочтимая Галина Михайловна Карпова, директор школы, безвозмездно уступила нам эту территорию). В поисках места для раскопок самое горячее участие принял Сергей Иванов, кандидат философских наук, учёный и искренне верующий человек, сам батюшка Климент.
Инокиня Елизавета (Годейн)
Начались раскопки. Одна из наших монахинь, принимавшая в них активное участие, потом вспоминала, что при нахождении самой первой реликвии – мужского черепа, крупного, с хорошо сохранившимися зубами, скорее всего принадлежавшего священнику, – за много лет иноческий жизни по-настоящему почувствовала себя монахиней. В её руках была Вечность. Ведь монахи – люди, умершие для мира и воскресшие для Христа, для Вечности… Вот он – момент Истины: думать не о земном, сиюминутном, проходящем, а о Небесной, вечной жизни. Все мы рано или поздно умрем, но нужны ли будут кому-нибудь наши останки?! Вспомнит ли нас хоть кто-нибудь добрым словом?..
А вот останки Елизаветы Николаевны Годейн, которую мы ласково называем «наша Лизонька», нам очень и очень нужны. Как живой пример для подражания, для молитвенной, благодатной памяти, а, может быть, в дальнейшем и для поклонения в лике святых.
Время покажет.
Несколько слов о нашей замечательной героине. Елизавета Николаевна Годейн произошла из самых высоких слоёв русского общества, от двух знаменитых родов – обрусевших немцев Годейнов и Багратионов. Её мама была урожденной княгиней Багратион, папа – генерал-полковником всех Московских военных пажеских корпусов. В одно из лет Господних горячо любимые родители скончались от пандемии тяжёлой болезни. И вот тогда, оставшись наедине со своей судьбой, а точнее сказать, с Господом, она отправилась в Оптину пустынь за духовной помощью к батюшке Амвросию, которого очень любила заочно. Знала, что он помогал каждой страждущей душе… Наша милая Лизонька со смирением припала к стопам великого и вселюбимого старца и попросилась в Шамордино – эту женскую обитель рядом с Оптиной с первого кирпичика построил батюшка Амвросий. Он тогда сказал ей одно, но очень доброе и ласковое слово:
– Гусевочка!
Лизонька приняла его слово как перст Божий, как благословение Небес. Тогда она продаёт своё имение, очень много раздает нищим…
И вот из первопрестольной Лизонька приезжает сюда, в глушь, в Гусевку. В становление обители она вложила все своё состояние, все, что имела, знала и могла. И всю себя. И вот тогда с помощью Бога, Пресвятой Богородицы и нашей благодетельницы Елизаветы Николаевны Годейн у нас была создана целая женская лавра – жемчужина Волго-Донского края. Здесь было возведено два храма – в честь Ахтырской и Ченстоховской икон Божией Матери, а также собственный кирпичный и маслобойный заводы, ткацкая фабрика. А по двору, богато украшенному удивительными заморскими цветами, гуляли павлины: это Лизонька устроила для того, чтобы люди, пришедшие из юдоли плача и скорби, могли хоть немного обрести здесь потерянный рай и воскреснуть душою.
Но время бывает слишком жестоко. Революция начала двадцатого века снесла с лица земли этот земной духовный рай. Ченстоховский храм был разрушен до основания, даже фундамент выбран из земли, а в Ахтырском храме вандалы устроили пьяные гульбища: пили, курили, крушили иконы, мебель, все, что можно сломать. А из алтаря палачи сделали… нужник. Сердце не выносит говорить об этом!
Но Бог поругаем не бывает. Пришли и другие времена. Слава Тебе, показавшему нам Свет Истины, Правды и Вечности!
11 сентября 2023 года, в день памяти Усекновение главы пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, в прекрасном, празднично убранном храме Ахтырской Божией Матери, заново построенном в 2003 году, епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей (Фомкин) совершил Божественную литургию в сослужении протоиерея Максима Перевертайло, благочинного Фроловского округа иерея Владимира Тарасова, диакона Павла Винокурова, иерея Алексия Романовского.
По завершении литургии священнослужители совершили заупокойную литию о почивших священнослужителях и сестрах обители, после чего честные останки, обретенные при раскопках в обители, были захоронены в усыпальнице.
Этот день выдался солнечным, ясным, праздничным, удивительно светлым и мирным. Крестным ходом мы пошли в часовню Памяти, недалеко от храма, которую с особой сердечной любовью построил наш возлюбленный во Христе брат Роман, частный предприниматель и почётный гражданин города Камышина.
На площади перед часовней, украшенной красными и белыми розами, на скамеечках стояли четыре красивых дубовых гроба, мастерски выполненных по специальному заказу, сердечным попечением нашей дорогой матушки Серафимы (Каштановой). В них были помещены обретенные останки мучеников за веру: пять черепов, мужских и женских, множество отдельных косточек. Под номером три – череп нашей милой Лизоньки. Все останки прошли медицинскую экспертизу и специалисты указали нам на этот череп – тонкий, изящный, рахитического склада. Такое строение характерно людям дворянского сословия. Не знаю, надо ли говорить о том, что драгоценные останки были найдены в развороченном большевиками склепе, среди мусора, банок, бутылок, рваной обуви…
Но надо было видеть, с какой сердечной теплотой наши дорогие батюшки бережно и благоговейно опустили останки своих собратьев во Христе в фундаментально сооруженный склеп под кровлей часовни на вечное упокоение. А когда клирос запел «Вечная ваша память, присноблаженные отцы, братия, сестры и матери наши, приснопоминаемые», все заплакали.
Потому что мы все едины во Христе – живые и мертвые. Ведь у Господа все живы!