Новости Волгоградской митрополии
25 октября Церковь чтит Иерусалимскую икону Божией Матери
По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо.
При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий.
В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница».
Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера.
В 1571 году царь Иван IV Грозный перенес образ в Московский Успенский собор.
Во время нашествия Наполеона в 1812 году подлинная икона исчезла, но ее заменили точным списком.
По материалам сайта Православие.ру
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской», глас 4
Богора?дованная Влады?чице,/ препросла?вленная Ма?ти Щедро?т и человеколю?бия,/ всеми?лостивая о всем ми?ре Хода?таице!/ Приле?жно раби? Твои? ко Твоему? предста?тельству прибега?ем,/ и ко пречу?дному о?бразу Твоему? со умиле?нием припа?дающе мо?лимся:/ моли?тву те?плую Сы?ну Твоему? и Бо?гу на?шему сотвори?,/ о Всепе?тая Цари?це Богоро?дице,/ да от вся?ких боле?зней и печа?лей нас Тебе? ра?ди изба?вит,/ и от грехо?в вся?ких свободи?в,/ Ца?рствия Своего? Небе?снаго насле?дники ны пока?жет:/ ве?лие бо и неизрече?нное я?ко Ма?ти к Нему? дерзнове?ние и?маши,/ и вся от Него? испроси?ти мо?жеши,// Еди?на во ве?ки преблагослове?нная.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Иерусалимской», глас 5
Не отри?ни, о Милосе?рдая Ма?ти,/ слез и воздыха?ний на?ших,/ но проше?ния на?ша ми?лостивно прии?мши,/ пред Иерусали?мскою ико?ною Твое?ю/ моля?щихся люде?й ве?ру укрепи?,/ умиле?нием сердца? их испо?лни,/ и крест земна?го жития? нести? им помози?,// ели?ка бо хо?щеши мо?жеши.