Новости Волгоградской митрополии
6 ноября — празднование иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»
«Всех скорбящих Радость». 19 в. Владимиро-Суздальский музей-заповедник
День иконы «Всех скорбящих Радость» Православная Церковь празднует 6 ноября (24 октября). Эта дата установлена в память о чудесном исцелении Евфимии Папиной.
Икона Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» стала широко почитаться в XVII веке. В 1688 году родная сестра Патриарха Иоакима Евфимия Папина, долгое время страдавшая от незаживающей раны на теле, получила исцеление по молитвам перед этим образом. После этого чуда в честь этой иконы, находившейся в одном из московских храмов, были в короткое время написаны сказание, служба и молитвы. Вероятно, планировался выход печатного издания, и для него готовились гравюры. Списки образа делали мастера Оружейной палаты, икона стала приобретать новые черты и детали. Так Богоматерь на ней может представать в разных позах, с Младенцем или без, в окружении не только страждущих людей, нуждающихся в Ее помощи, но также ангелов и святых.
За основу образа, перед которым молилась сестра Патриарха Евфимия, иконописец взял западноевропейский тип изображения Девы Марии. Но похожие иконы и раньше встречались в православной традиции. Известно, что параллельно с московским в других регионах существовал очень похожий тип изображения Богородицы «Умиление и Посещение в беде страждущим». Со временем его название ушло из обихода, и два похожих образа слились в один.
Кроме того, среди чудотворных богородичных икон упоминается «Всех скорбящих Радость», бывшая когда-то в Киево-Печерской лавре. Неизвестно, как она выглядела, но, по преданию, в больничный храм ее принес в XII веке святой праведный князь Никола Святоша. Сторож и больные не раз видели, как по ночам лазарет посещала некая Женщина, и после этого кто-то обязательно выздоравливал. Однажды Она, отвечая на вопрос больных, сказала: «Я — скорбящих Радость».
Невозможно определить, как, где и когда впервые появилась икона «Всех скорбящих Радость». Но очевидно, что Божья Матерь, как Утешительница, способная любую скорбь превратить в радость, не раз привлекала иконописцев в разных уголках христианского мира.
Название иконы происходит от первых слов стихиры (богослужебного песнопения), посвященного Богородице:
Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице, и алчущих Питательнице, странных Утешение, обуреваемых Пристанище, больных Посещение, немощных Покрове и Заступнице, Жезле старости, Мати Бога Вышнего, Ты еси, Пречистая, потщися, молимся, спастися рабом Твоим.
Икона стала иллюстрацией к этим стихам. Богоматерь через своих ангелов посылает помощь всем, кто скорбит и кто обижен, кто нуждается в утешении и исцелении, Она защищает немощных и поддерживает слабых. Горести, беды, просьбы людей иконописец может изобразить в соответствии со своими представлениями. Но неизменным всегда остается одно — в центре композиции Пресвятая Богородица, всем скорбящим приносящая радость.
Источник: ФОМА.ру
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 4
К Богоро?дице приле?жно ны?не притеце?м,/ гре?шнии и смире?ннии, и припаде?м,/ в покая?нии зову?ще из глубины? души?:/ Влады?чице, помози?, на ны милосе?рдовавши,/ потщи?ся, погиба?ем от мно?жества прегреше?ний./ Не отврати? Твоя? рабы? тщи,// Тя бо и еди?ну наде?жду и?мамы.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Всех скорбящих Радость», глас 6
Не и?мамы ины?я по?мощи,/ не и?мамы ины?я наде?жды,/ ра?зве Тебе?, Влады?чице./ Ты нам помози?:/ на Тебе? наде?емся и Тобо?ю хва?лимся,/ Твои? бо есмы? раби?,// да не постыди?мся.