Новости Волгоградской митрополии
16 декабря — память преподобного Саввы Сторожевского
Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский чудотворец, очень молодым пришел в обитель преподобного Сергия Радонежского и принял от него постриг в монашество. Он был одним из первых учеников и сподвижников преподобного Сергия.
Под руководством своего наставника преподобный Савва научился послушанию, смирению, хранению помыслов, воздержанию и целомудрию. Преподобный любил безмолвие, поэтому избегал бесед с людьми. Он никогда не был праздным; часто плакал о нищете своей души.
Святой питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу. Подвижническая жизнь преподобного Саввы снискала ему всеобщую любовь; он был поставлен во пресвитера и назначен преподобным Сергием духовником братии. Наставления преподобного Саввы были настолько назидательны, что не только иноки, но и миряне открывали ему свои души.
После того как он отошел ко Господу, при его гробе стало происходить столько чудес, что, как отмечают исследователи, количество их «не поддается подсчету».
Принято считать, что чудеса от гроба святого Саввы стали происходить после следующего события.
Спустя много лет после преставления преподобного, в правление великого князя Ивана III Васильевича, однажды ночью святой Савва явился тогдашнему игумену Сторожевской обители Дионисию, который считался искусным иконописцем. Преподобный Савва повелел настоятелю следующее: «Дионисий! Встань скорее и напиши лик мой на иконе». Поразительно, но в явившемся Дионисий не узнал преподобного Савву, а потому спросил: «Кто ты, господине, и как твое имя?».
После того как святой назвал свое имя, настоятель призвал старца Аввакума, который, будучи молодым, видел преподобного Савву.
Аввакум рассказал о том, как выглядел святой при жизни. Убедившись в том, что ему и впрямь явился святой, Дионисий вскоре написал икону преподобного Саввы Сторожевского. Через некоторое время после этого от мощей святого и стали происходить чудеса, а его почитание и прославление, уже бывшее до того, еще более усилилось.
Однажды в Савво-Сторожевский монастырь приехал боярский сын Иван Ртищев. С собой он привез своего сына Георгия, который страдал недугом немоты. Иван Ртищев совершил необычный поступок: усердно помолившись и попросив помощи у преподобного Саввы, он влил в рот своему сыну немного монастырского кваса. После этого и произошло чудо: Георгий заговорил, а через некоторое время его недуг полностью исчез.
Пораженный произошедшим чудом, Иван Ртищев попросил у игумена обители еще кваса, чтобы с его помощью исцелить тех, кто остался дома (естественно, страдавших разными болезнями). Кваса ему дали. Вернувшись домой, он сначала занимался лечением своих домашних и слуг, из которых многих исцелил, а впоследствии и сам избавился от давно мучившей его болезни.
Одно из чудес произошло с царем Алексеем Михайловичем Тишайшим. Однажды во время охоты, которая проходила недалеко от Звенигорода, царь отстал от своей свиты и заблудился в густом лесу. На свою беду, Алексей Михайлович вышел прямо на медведя. И вот, когда лесной хищник с рычанием стал подходить все ближе к государю, из леса вышел незнакомый старец и прогнал животное. Медведь сразу же убежал, а старец будто бы растворился в воздухе. Спасшись от беды, царь вместе с подоспевшей свитой направился в Сторожевский монастырь, который находился поблизости, чтобы в храме отблагодарить Бога за спасение. Войдя внутрь храма, он посмотрел на икону преподобного Саввы и узнал того старца, который прогнал медведя в лесу. Именно с этого момента Алексей Михайлович взял обитель под свое покровительство, приезжал на богомолье и неоднократно помогал монастырю материально.
Однако наиболее известное чудо, которое совершил преподобный Савва, произошло во время Отечественной войны 1812 года.
Когда Наполеон уже был в занятой им Москве, его пасынок и вице-король Италии принц Евгений (Эжен) Богарне обосновался в Звенигороде. Войска принца расположились непосредственно в Саввино-Сторожевской обители, где сразу же занялись грабежом церковного имущества. Сам Евгений Богарне занял одну из комнат в монастыре.
Однажды поздно вечером, как признался после принц – то ли наяву, то ли уже во сне – ему явился некий старец в черном монашеском облачении. Приблизившись к принцу, он сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в свое отечество целым и невредимым».
Пораженный и устрашенный видением, принц с нетерпением стал ждать утра. Наутро он сразу же отправился в ту церковь, о которой ему было сказано. Войдя внутрь и увидев икону святого, он узнал на ней старца, который явился ему накануне. После этого Евгений Богарне отдал приказ войскам направиться в Москву. При этом церковь он запер своей личной печатью, чтобы все имущество осталось в целости и невредимости. Обещание преподобного Саввы исполнилось – принц Евгений вернулся на родину живым, в то время как многие из его соплеменников навсегда остались лежать в русской земле.
Впоследствии потомки Богарне породнились с русским императорским домом – сын принца Евгения женился на дочери императора Николая I. Семья эта жила в России до 1917 года под фамилией герцогов Лейхтенбергских.
Тропарь преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому, глас 8
Пусты?ни яви?лся еси? до?брое прозябе?ние, преподо?бне:/ от ю?ности бо изво?лил еси? чи?стое житие?,/ духо?вному твоему? учи?телю после?дуя,/ и того? уче?нием ум к Небе?сным впери?в,/ и ста?ду твоему? прему?др наста?вник показа?лся еси?,/ тем и Христо?с, я?ко пресве?тла тя свети?льника, чудесы? обогати?,// Са?вво, о?тче наш, моли? спасти?ся душа?м на?шим.
Кондак преподобному Савве, игумену Сторожевскому, Звенигородскому, глас 8
Безмо?лвия ра?ди и пло?ти распина?ния/ всели?выйся на горе? Сторо?жи,/ яви?лся еси?, преподо?бне Са?вво, сто?лп ве?ры непоколеби?мый,/ от Пресвята?го Ду?ха осия?нный,/ оби?тель пречестна?я Тро?ицы,/ и непреста?нными моли?твами, сле?зными воздыха?нии и по?двигами благода?ти Боже?ственныя соприча?стник;/ те?мже и Христо?с в нетле?нии моще?й твои?х просла?ви тя,/ и да?ром чуде?с украси? тя./ Мы же ра?достно ти вопие?м:// ра?дуйся, Са?вво, вели?кий чудотво?рче.