Новости Волгоградской митрополии

Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор: Жизнь – это всегда движение к Богу

25 Декабря 2023

Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодора в Неделю святых Праотец

Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас приветствую с сегодняшним днём воскресным и с днём памяти святых Праотец. В этот день обычно читается Евангельский отрывок о званых на вече. «Много званых, а мало избранных» (Мф.22:14) – о чем эта притча? Чтобы исполнить волю Божью, вне зависимости от того, чем бы ты ни занимался, какими бы делами земными не был скован, нужно услышать зов сердца. Нужно понять, чего хочет от тебя Бог, и сделать это, не ища оправданий для того, чтобы сказать: «имей мя от­речена» (Лк. 14:18).

Почему мы читаем это Евангелие именно в день памяти святых Праотец? Потому что если бы они, наши святые предки, не исполнили бы волю Божью о себе, то не стало бы возможным пришествие в мир Спасителя, а значит, и спасение всего человечества.

Думали ли они в то время, когда этот голос раздавался в их сердцах, в их умах, что совершают дело спасения всей земли? Конечно, нет, но они любили Бога больше, чем себя, и могли ради этой любви отказаться от того, что им было, казалось бы, близко. Очень важно исполнять волю Божью, даже если ты её до конца не понимаешь. Понимал ли праведный Авраам волю Божию о себе и о своем сыне, когда вёз его на заклание? Нет, но он верил: если Бог так повелевает, значит, так нужно и для него, и для сына. Три дня, пока Авраам вёз свою единокровную жертву, в нём происходила определённая борьба, но он оказался победителем, и Бог, назвав его нашим праотцем, произвёл от него целый народ. В дальнейшем иудеи говорили о себе: «Мы сыны Авраама», потому что Авраам показал настоящую веру в Бога.

Сегодня мы чтим память также и некоторых святых. Преподобный Никон Сухой, Печерский чудотворец, который окончил свою жизнь в Киеве, жил в XI веке и был пленён половцами. Те очень часто совершали на южные рубежи нашей земли набеги, брали пленников, потом их продавали. Среди них оказался и преподобный Никон. Когда из Руси пришли выкупать русских рабов, он отказался принимать за себя выкуп. Те подумали, что, наверное, у него богатые родственники, и он ждёт выкупа от них. Но когда и родственники пришли с богатыми дарами, он отказался освободиться из рабства и тем самым привёл в бешенство своего хозяина: тот стал истязать его, нещадно бить, колоть ножами, причинял лютые страдания. Летом держал на жарком солнце, зимой – на лютом морозе, не кормил его, так, что он весь изнемог, иссох. Однажды Никону явился его друг, преподобномученик Евстратий, вместе с которым они были пленены половцами и которого половцы продали иудею. Те заплатили деньги, чтобы поглумиться над христианином, и заставляли его отречься от православной веры. Он оказался непреклонным. Они распяли его на кресте и пронзили копьём, как некогда и Лонгин Самого Христа.

Евстратий явился Никону и сказал, что Господь изведёт его скоро из этой темницы и даст свободу. Никон рассказал об этом своему мучителю. Тот испугался потерять раба, подрезал ему сухожилие под голенью и окружил стражей. Буквально через несколько часов он исчез с их глаз. Они только услышали: «Хвалите Господа с Небес…», и нет никого. Он появился в это время в храме в Киеве, когда пели запричастный стих.

Братия монастыря собралась вокруг него и узнала об этом чудесном спасении.  Он предстал перед ними прямо в кандалах, которые не хотел снимать с себя, потому что считал, что Бог дал ему этот крест: и пленение, и мучение, и страдание. Потому он и отказывался от выкупа – считал, что такова воля Божья о нём, и он должен эту волю исполнить, насколько бы она ни была тяжела и непонятна.

Но игумен сказал ему:

– Чадо, если бы Господь хотел, чтобы ты пребывал в оковах, Он бы оставил тебя у половцев. Раз ты здесь, снимай свои цепи.

Никон согласился, поняв, что это есть воля Божья. Братия перековала его кандалы на алтарные принадлежности, как некую святыню.

Мы знаем, что Господь творит чудеса через тех, кто его слушает. Случилось следующее: тот самый половец, который пленял русских, как-то приехал в Киев, попал в этот монастырь и увидел своего вчерашнего пленника Никона, прозванного Сухим. Он был потрясён: принёс покаяние и принял со всей своей семьёй Крещение. Более того, он пришёл в этот монастырь и стал послушником у своего недавнего раба преподобного Никона.

Так Господь через Своего угодника привёл к спасению и многих других людей.

Что же сказать о ином святом – о великом угоднике Божьем преподобном Данииле Столпнике? Подобно Столпнику Симеону, он взошёл на высочайшее сооружение, чтобы там, вдали от земли молиться Богу. И в жару, и в лютый холод, и днём, и ночью он там предстоял.

Царь Лев Великий имел огромную к нему любовь и благоговение. Приходил за советом, просил молитв, кланялся ему в ноги и уговорил Патриарха возвести его в сан священства. Когда Патриарх приехал к преподобному Даниилу, тот не захотел от него принимать священный сан. Но Господь ему открыл, что это не только воля Патриарха и настоятельная просьба императора, но и воля Господня. Преподобный Даниил смирился и принял благодать от рук архипастыря.

В другой раз, когда на Византийский престол взошёл нечестивый Василиск и стал гнать Церковь лжеучением, ересью, собор архиереев призвал преподобного Даниила как величайшего духовного авторитета в царствующий град, чтобы умирить эту ересь и гонение на христиан, воздействовать на императора.

Каждый из вас знает, что значит оставить своё любимое дело. Ты занимаешься чем-то любимым, и вдруг тебя позвали. Ты пойдёшь с большой неохотой, а может быть, и не пойдёшь. Об этом как раз мы говорили, и об этом говорилось в Евангельском чтении. Но что значит оставить свой подвиг для подвижника, который за многие годы уже достиг высочайших духовных дарований – стоит отдельного разговора. Мы скажем лишь о том, что преподобный Даниил спустился со своего столпа и отправился в дальний путь, потому что услышал голос Божий и волю Его о себе.

Скольких людей исцелил Господь через его руки! Исцелял бесноватых, совершенно неизлечимых больных. К нему приходили и военачальники, и императоры, он предсказывал будущее как истинный пророк.

И мы, дорогие отцы, братья и сестры, каждый день слышим голос Божий в себе через свою совесть, в первую очередь через Закон Евангелия, но исполняем ли мы его в совершенстве?

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что тщательное исполнение заповедей Божиих научает нас собственной немощи. Когда мы внимательно стараемся исполнить все, что заповедует Господь, мы понимаем, что не в состоянии это сделать, но это осознание приводит нас к покаянию, к желанию измениться, стать лучше, подвигает нас к движению вперёд и вверх. Это очень важно – не остановиться, не опуститься, не сказать: «Я достиг того, чего хотел. Теперь можно и успокоиться. Нормально устроился». Это великое заблуждение, оно свидетельствует о духовной смерти человека, потому что жизнь – это всегда движение. Это всегда движение к Богу. Бог, как бесконечный Абсолют, даёт каждому, стремящемуся к Нему – и не только человеку, но даже Ангелу – возможность внутреннего роста. Расти, совершенствоваться в Боге, можно бесконечно, даже находясь в Царствии небесном.

Помня о том, что это Царство внутри нас есть, будем стараться его расширять в своём сердце. Каким образом? Внимательным слушанием воли Божьей и исполнением её. Как сказала Пречистая и Преблагословенная Славная Владычица наша Богородица «Се, Раба Господня; да будет мне по глаголу твоему» (Лк. 1:38). Пусть эти слова запечатлеются в нашем сердце и в нашей жизни.

Митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор

Храм святых апостолов Петра и Павла с. Карповка Городищенский район

24.12.2023