Новости Волгоградской митрополии
Митрополит Феодор: Быть свободными!
Господь верных Ему людей всегда спасает
Поздравляю вас с праздником Рождества Христова!
Христос родился Вифлееме, в пещере, в которой пастухи прятались вместе со скотиной в непогоду. Лежал Он в тех яслях – в той кормушке, из которой брали сено овцы, коровы. Почему Дева Мария с Иосифом пришли именно туда? Потому что среди людей не нашлось места. Никто из живущих в городе не открыл им дверь и не пустил на ночлег.
Дело в том, что в те времена в Римской империи была объявлена перепись населения. Каждый гражданин должен был пройти ее в том городе, к которому приписан. Святое семейство пришло в Вифлеем, но он был переполнен. Как ни просилась Святая чета, чтобы им выделили хотя бы маленький уголок – не комнату, не этаж, не кровать, а уголок, потому что Дева Мария вот-вот должна была родить.
Но ни богачи, ни бедные не пустили. Тогда Иосиф и Мария пошли в поле, в ту самую Вифлеемскую пещеру.
Сегодня это центр Вселенной – здесь родился Христос! Теперь-то они понимают, как ошиблись, Кого не пустили – Творца мира, Сына Божия!
Но ситуация продолжается и сегодня. Христос ходит, правда невидимо, а иногда и видимо, в лице конкретных людей, и стучит в наши сердца, чтобы мы открыли Ему двери и пустили в свой внутренний мир, в свою душу. Часто бывает так, что мы эти двери не открываем, потому что заняты чем-то, как нам кажется, более важным. А бывает, что заняты делами, Богу не угодными, не совместимыми с Божественной правдой, с Его чистотой, святостью, с Его любовью.
Мы говорим:
– Ты, Господи, подожди в стороночке, сейчас мы свое дело сделаем… Потом, может быть, когда мне нужно будет здоровье, деньги или еще что-то, я к Тебе приду, чтобы Ты мне дал. А уж чтобы я Тебе что-то дал – это нужно хорошо подумать.
Мы сейчас читали Евангелие о том, как Христос спустя тридцать лет после рождения в Вифлееме, проповедовал людям о свободе. Говорил, что если хотите быть свободными, будьте сынами Божиими.
Люди говорят:
– Мы вроде и так свободны. О какой свободе Ты говоришь?
А Он говорил о свободе духовной. Далеко не каждый человек, который живет по другую сторону тюремной стены, бывает свободен. Он зачастую находится во власти своих греховных страстей, которые приводят к тяжелым последствиям, ситуациям. Потом мы об этом жалеем и скорбим. Эта несвобода может остаться в нашем сердце навсегда, но все же у нас есть возможность постараться освободиться от уз греха.
Раб греха – тот, кто уже не может не грешить. Человек, который грешит, задумываясь или не задумываясь, не может быть сыном Божиим, потому что нет ничего общего между правдой и ложью, между светом и тьмой, между Богом и Дьяволом.
Христос же призывал к свободе от греха не только современных Ему людей, но и всех нас. Быть свободными!
Эту свободу получить бывает очень непросто. Просто ли, к примеру, бросить курить? Казалось бы, такая ерунда, какой-то маленький предмет… Но он нас подчинил себе, мы без него страдаем, раздражаемся… Мы от него зависим. Не он от нас, а – мы от него!
Таких вещей в жизни оказывается очень много. Только мы не задумываемся о том, от чего мы в жизни зависим? Кто-то от погоды, кто-то от настроения…
Святые люди, когда чувствовали в себе движение этих страстей, на них в буквальном смысле слова ополчались, объявляли им войну. Они рассуждали:
– Откуда это во мне? Злость, раздражение, зависть, ложь…
Всякая страсть рождается в сердце. Если мы хотим стать свободными от страстей, нужно очищать своё сердце. Некоторые святые отцы добровольно себя сковывали цепями. Ограничивая свободу своего тела, они добивались свободы духа. Например, преподобный Иринарх Затворник, один из вдохновителей народного ополчения Минина и Пожарского, носил на себе вериги, то есть кресты, цепи из металла – около ста килограммов. Он приковал себя железной цепью к решетке своей кельи. Келья была размером примерно два на полтора метра, без отопления, канализации, освящения. Таким образом он ущемлял своего ветхого, плотского человека и получал свободу души. В чем она выражалась? Не только в том, что он не грешил, но и в том, что Дух Святой, Христос жил и действовал в нем. Он исцелял больных, изгонял бесов из бесноватых, видел будущее как настоящее.
Сегодня мы слышали Апостольское чтение о том, как царь Ирод посадил в темницу многих христиан. Среди них был и апостол Петр. Его особо стерегли: не просто заперли в темницу за решетку, но и приставили к нему двух охранников. Они постоянно находились рядом с ним. На нем, как говорит апостол Лука, было две цепи – кандалы на руках и на ногах. Но Церковь усердно за него молилась. И пришел Ангел Господень, коснулся цепей, и те отпали. Апостол встал и вышел, не замеченный охранниками. Все замки открывались сами собой до тех пор, пока он не оказался на свободе.
Господь верных Ему людей всегда спасает. Насколько мы Ему верны в своем сердце? Насколько мы хотим быть Ему верны? Это большой вопрос. В одной и той же ситуации два разных человека могут получить разную оценку. Вспомните двух разбойников на крестах на Голгофе. Они жили вместе, в одной команде, вместе совершали преступления. В конце концов были пойманы и осуждены на смертную казнь, на распятие. Вместе со Христом они были распяты на Голгофе. Они знали, что Он – Спаситель мира, Мессия, что Он исцелял, воскрешал, проповедовал Небесное Царство. Но один из них глумился над Ним, говорил:
– Если Ты Сын Божий, что же Ты страдаешь? Спасись, нас спаси, и мы пойдем каждый своей дорогой.
А другой говорил ему:
– Что ты делаешь! Мы-то с тобой здесь находимся по нашим заслугам, а Он ничего плохого не сотворил.
Выражая свою веру в Него как в Мессию, как в Сына Божия, он сказал:
– Помяни меня, Господи, во Царствии Твоем.
Что это значит? Он не просил: «Спаси меня. Мы тут с Тобой вместе страдаем, помоги мне устроиться в Небесном Царстве Твоем». Нет. Считая себя недостойным, лишь вымолвил:
– Вспомни обо мне, когда будешь у Себя в Небесном Царстве.
Это было выражение покаяния, осознания своей неправды и желания изменить свою жизнь. Христос это увидел, услышал в его словах и сказал:
– Аминь, аминь. Глаголю тебе: сегодня же будешь со Мною в Раю.
Подумайте, что каждому из нас Господь дает возможность стать наследниками неисчислимых богатств, которые мы даже представить себе не можем. Он изначально нас такими создал. Но Адам не послушал Бога, впал в грех, стал зависеть от греха, и каждое поколение людей после Адама так или иначе согрешает. От греха может спастись только тот, кто уверовал, как тот разбойник: увидел свое недостоинство, свои грехи, свои немощи, свои страсти и сказал:
– Я так не хочу, мне так уже надоело. Я хочу жить по-другому, хочу быть свободным. Не важно, где я буду находиться физически, но я хочу эту свободу чувствовать в своем сердце.
Христос эту свободу нам предлагает! Насколько мы захотим ее получить, зависит от каждого из нас.
Поздравляем вас с сегодняшним днем, братья! С днём, когда всё человечество получило возможность освободиться от плена греха.
Прославляем Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа! Помните, что те, кто первыми пришли к яслям вифлеемским, были простыми пастухами.
Люди, чистые сердцем, Бога узрят, увидят Божественную славу!
11 января 2024 г.
храм святого первоверховного апостола Андрея Первозванного
при СИЗО-1 УФСИН по Волгоградской области