Новости Волгоградской митрополии
Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник)
Фото: https://ekaterinburg-eparhia.ru/news/2024/01/18/127554/
Слово «навечерие» означает преддверие Церковного торжества, а второе название — «сочельник» (или «сочевник») связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом — сочиво.
Крещенский сочельник – древнейший однодневный пост, возник примерно в III веке одновременно с появлением праздника Богоявления, который на ранней стадии представлял собой совмещенное празднование Рождества Христова и Богоявления. Этот постный день был аналогом предпасхального поста, который в конце II – начале III века длился два дня или 40 часов.
Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.
Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром.
В сочельник, после Литургии в храмах совершается Великое освящение воды. Водоосвящение называется Великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто Крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с XI–XII века водоосвящение происходит два раза — и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день Крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».
При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода — это Церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.
Источник: Азбука.ру
Тропарь навечерия Богоявления, глас 4
Возвраща?шеся иногда? Иорда?н река? ми?лотию Елисе?евою,/ возне?сшуся Илии?,/ и разделя?хуся во?ды сю?ду и сю?ду/ и бысть ему? сух путь, и?же мо?крый,/ во о?браз вои?стинну Креще?ния,/ и?мже мы теку?щее жития? прехо?дим ше?ствие:// Христо?с яви?ся во Иорда?не, освяти?ти во?ды.
Кондак навечерия Богоявления, глас 4
Во струя?х днесь Иорда?нских быв, Госпо?дь/ Иоа?нну вопие?т:/ не убо?йся крести?ти Мя,/ спасти? бо приидо?х// Ада?ма первозда?ннаго.