Новости Вологодской митрополии

11 Октября 2017

Александро-Куштский монастырь был основан около 1420 года монахом Спасо-Каменного монастыря Александром Куштским на берегу реки Кушты недалеко от Кубенского озера.

К началу XX века в Александро-Куштском монастыре было два храма: шатровый деревянный в честь Успения Пресвятой Богородицы (XVI в.) и двухэтажный (верхний – во имя преподобного Александра Куштского, нижний – во имя Святителя Николая Чудотворца, где у левого клироса под спудом покоятся мощи основателя монастыря).

Александро-Куштский монастырь был закрыт после 1918 г.

К 2000 году в нем располагался дом инвалидов, сохранился колодец, выкопанный, по преданию, преподобным Александром.

Деревянная шатровая Успенская церковь была перевезена на территорию Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря.
Резной золоченый иконостас (около 1718 г.) из Успенского храма с иконами вологодских мастеров XVI-XVIII вв. сохранился и находится в настоящее время в Вологодском областном краеведческом музее.

Шестисотлетняя история Александро-Куштской обители продолжилась в начале сентября 2017 года, когда митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий издал Указы:
- "Об образовании архиерейского подворья «Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь»";
- "О назначении иеромонаха Александра (Кораблева) настоятелем Архиерейского подворья «Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь»."

Правящий архиерей Вологодской епархии посетил, и в сопровождении иеромонаха Александа (Кораблева) осмотрел все строения, расположенные на территории Архиерейского подворья, переданные в 2017 году в собственность Вологодской епархии.



Свято-Успенский Александро-Куштский монастырь

Монастырь был основан в 1420 году преподобным Александром Куштским, иноком Спасо-Каменного монастыря.
Впоследствии монастырь стал заметным центром духовной культуры Заозерья в XV-XVI веках.

Александр Куштский 1 3Будущий преподобный игумен Куштский, в миру Алексий, в юном возрасте пришел из Вологды в Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере к преподобному Дионисию Греку и через несколько месяцев был пострижен им в монашество с именем Александр. Строгой жизнью, послушанием, непрестанной молитвой он заслужил уважение братии. Афонский устав монастыря способствовал подвижнической жизни Александра Куштского.

Стремясь к уединению, Александр Куштский удалился из Спасо-Каменного монастыря на северный берег Кубенского озера, затем перешел на берег реки Сянжемы, поставил себе небольшую келью и проводил жизнь в молитве и безмолвии.

Из-за близости своей кельи к деревням Александр Куштский оставил это место и ушел к устью реки Кушты и в 4 километрах от села Устья встретил преподобного Евфимия Сянженского. Он, как и Александр Куштский, долгое время проходил послушание в Спасо-Каменном монастыре, куда пришел из Великоламских пределов, затем покинул монастырь и поселился на восточном берегу Кубенского озера вблизи реки Кушты. Среди непроходимых болот и лесов построил себе келью, в которой подвизался в полном одиночестве.

Пришедший к нему Александр Куштский уговорил преподобного Евфимия обменяться кельями, так как искал для себя совершенно безмолвного места. Преподобный Евфимий согласился и переселился на реку Сянжему. Он не отказывал местным жителям в духовных беседах и наставлениях, затем построил церковь в честь Вознесения Христова и устроил при ней монастырь.

Александру Куштскому тихая пустынь на реке Куште очень полюбилась. Спустя некоторое время к нему пришел один старец, а через пять лет – третий брат. Александр Куштский решил устроить храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Он отправился в Ростов к архиепископу Дионисию (1418-1425), своему бывшему игумену, который благословил строение храма, дал ему икону Пресвятой Богородицы и церковную утварь. Получив благословение архипастыря, преподобный Александр возвратился в свою пустынь и приступил к построению храма.

В то время Заозерьем владел князь Дмитрий Васильевич, происходивший из второй династии ярославских князей и живший в дереве Чирково, в трех верстах от пустынной кельи Александра. Он был рад тому, что в его отчине появился такой подвижник и поспешил дать старцу всё необходимое для постройки обители.

Супруга князя княгиня Мария украсила нововыстроенный храм иконами и подарила Евангелие. Следуя Александр Куштский 1примеру князя, боярин Василий отдал преподобному свою деревню Колябино на речке Куште на помин души. После смерти князя Дмитрия его вдова княгиня Мария, которая очень почитала преподобного Александра, на поминовение мужа в пользу обители пожертвовала село с крестьянами.

При своей жизни Александр Куштский в обители, в которой прожил до своей кончины, построил только одну деревянную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Вторая деревянная церковь была возведена во имя святителя Николая по завещанию Александра Куштского.

В 1519 году при игумене Нафанаиле весь монастырь и обе первоначальные церкви полностью выгорели. Но вскоре монастырь был выстроен вновь, и на месте сгоревших церквей построили две деревянные церкви – Успенскую и Николаевскую.

Первая из них – церковь Успения Пресвятой Богородицы Александро-Куштской Успенской пустыни – сохранилась до наших дней. Деревянная шатровая церковь, датируемая первой половиной XVI века, – одна из старейших в России. Она была закрыта не позже 1930-х годов.

Александр Куштский 1 4В 1962 году вывезена в Спасо-Прилуцкий монастырь, где была отреставрирована и располагается по настоящее время.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы Александро-Куштской Успенской пустыни является объектом культурного наследия регионального значения.

Первоначальный иконостас церкви не сохранился. Известно, что в южном крыле издавна существовал престол во имя преподобного Александра Куштского, устроенный над самой гробницей святого Угодника, впоследствии он был перенесен на верхний этаж каменной церкви.

Часть икон более позднего сохранившегося иконостаса Успенской церкви и удивительной резьбы Царские врата из монастырских церквей экспонируются в экспозиции художественного отдела Вологодского государственного музея-заповедника г. Вологды.

Александр Куштский скончался 9 июня 1439 года на 68 году жизни. По завещанию преподобного Александра его тело было положено у южной стороны алтаря храма.

Вскоре на могиле преподобного Александра выросла рябина. У крестьянского мальчика, отломившего от нее ветку, сильно заболела рука. Он выздоровел после того, как помолился Александру Куштскому и приложился к его гробу. Это было первое посмертное чудо святого.

По причине множества чудесных исцелений (в большинстве случаев больных, одержимых душевными болезнями) в начале XVI века Александра Куштского стали называть «преподобным Куштским чудотворцем». В древнем рукописном житие преподобного Александра записано 20 чудес, совершенных при его гробе, последнее из которых произошло в 1573 году.

В 1835 году над гробом преподобного его учениками была выстроена каменная двухэтажная теплая церковь в честь святителя Николая, освятили ее в день памяти преподобного Александра.

IMG 3811 7Церковь Александра Куштского в Александро-Куштской пустыни – двухэтажная, кирпичная, с декором в стиле классицизма, увенчанная невысоким деревянным четвериком под куполом, с колокольней.

В верхнем храме на месте левого клироса стоит пустая гробница (кенотафии) над мощами преподобного Александра, которые покоятся в нижнем храме под спудом над ними – медная рака.

В 1764 году монастырь «Александро-Куштская Успенская пустынь» был упразднен и Николаевскую церковь обратили в приходскую. С 1833 года церковь из-за малочисленности прихода была приписана к Спасо-Каменному монастырю, в тот период он именовался как Спасопреображенская Белавинская пустынь.

При советской власти после закрытия монастыря в 1920-х годах в Николаевской церкви и двухэтажных братских кельях жили раскулаченные. Они занимались выращиванием сельскохозяйственной продукции.

До настоящего времени часть постройки каменной Николаевской церкви, святой колодец, по преданию

IMG 3840 7выкопанный преподобным Александром, сохранились.

Впоследствии на территории монастыря размещалось отделение социально-трудовой адаптации психо-неврологического интерната.

В здании церкви была устроена баня.