Новости Вологодской митрополии

11 Декабря 2018

Митрополит Игнатий в деревне Кулемесово посетил восстанавливаемый с 2009 года энтузиастами из Рязани, Москвы и Московской области храм святителя Василия Великого.

У храма владыку встретил Сергей Прошкин.
Сергей, юрист по образованию, живет в Рязани, но вот уже несколько лет занимается организацией работ по восстановлению храма в Вологодском районе.

В ходе осмотра храма Сергей рассказал владыке Игнатию об истории храма и подробно описал все этапы строительных работ.

Первое упоминание о храме в Кулемесово относится к 1585 году. Первоначально церковь в Кулемесово была деревянная. По преданию, в этом храме в 1588 году, страдающему от тяжелого недуга крестьянину Илариону было явление святых врачей-бессребреников Косьмы и Дамиана, после чего Иларион излечился, и на месте, указанном святыми, основал Владимирскую Заоникиеву пустынь.

Храм Василия Великого расположен на реке Едке у Старо-Кирилловской дороги, которая в настоящее время утратила своё значение, хотя раньше по этой дороге путешествовали русские цари. Иван Грозный ездил по ней в Кирилло-Белозерский монастырь поклониться мощам преподобного Кирилла в благодарность за свое рождение.

Храм святителя Василия Великого был выстроен на царские деньги и под личным контролем государя: на это указывает корона, помещенная на кресте, и три короны на колокольне церкви.

Сергей и другие неравнодушные люди взялись за восстановление разрушенного сельского храма по благословению протоиерея Василия Кузнецова.
Священник Василий Кузнецов родом из деревушки, что находилась рядом с Фетинино. В детском возрасте его крестили в храме святителя Василия, на здешнем кладбище похоронены его родные. Уже много лет отец Василий служит в Свято-Успенской Вышенской пустыни Рязанской области.

Сельский храм, пока даже не полностью восстановленный, поражает своими размерами: каменный, двухэтажный, пятиглавый. Престолы в нижнем теплом приделы были освящены в честь: правый - святителя Василия Великого, архиепископа Кесарийского, левый - Николая Чудотворца.
В верхнем холодном приделе престол во имя Живоначальной Троицы.
На всех куполах уже установлены новые кресты: легкие и ажурные.

Сергей Прошкин: "И кресты, и купола восстановлены в точности такими, какими они были раньше: той же формы, того же размера. Восстанавливать кресты пришлось по фотографии, сделанной в 1970-е годы, позднее они были сломаны. Отдельные фрагменты нам удалось разыскать и сохранить. Таким образом, в каждом из этих кованых крестов есть сейчас хотя бы часть старого, намоленного креста".

- Церковь, стоявшая на дороге, ведущей на Север, после октябрьского переворота стала перевалочным пунктом, через который заключенных гнали на Соловки. В тридцатые годы рядом с храмом расстреливали «врагов народа», - продолжил свой рассказ Сергей.

- Сам храм был предан поруганию: кресты были сорваны, а белокаменные ступени входа разбиты, когда с колокольни сбрасывали тяжелые колокола.

- Разрушение храма начали с алтарной части, с той стороны есть подъездная дорога, поэтому кладку подцепляли тракторами, дергали стены. Кирпич хотели использовать для строительства фермы, но кладка не поддавалась, крошилась большими глыбами – наши предки строили основательно. Тогда первый этаж церкви Василия Великого было решено использовать как овощехранилище.

За храмом, расположенного на пригорке, владыка спустился к берегу реки Едки.
Здесь находится святой источник, с иконой преподобного Иосифа Заоникиевского, получившего, по преданию, на этом месте чудесное исцеление по молитвам Божией Матери и святых Косьмы и Дамиана.

С тех давних времен, ежегодно в память об этом чудесном явлении, от храма Василия Великого к Заоникиевой пустыне совершался крестный ход.