Новости Вологодской митрополии
Митрополит Савва возглавил работу Епархиального собрания Вологодской епархии
Под председательством митрополита Вологодского и Кирилловского Саввы в Воскресенском кафедральном соборе г. Вологды состоялось Епархиальное собрание Вологодской епархии.
Собрание начало работу с избрания членов президиума общим голосованием. Заместителем председателя Епархиального собрания был избран секретарь Вологодской епархии иерей Роман Попов. Секретарем собрания – руководитель службы делопроизводства Вологодской епархии иерей Игорь Шипицын.
Для подписания протокола и постановления Епархиального собрания были избраны: настоятель Архиерейского подворья Воскресенского и Софийского Успенского кафедрального собора г. Вологды протоиерей Алексий Ольховников, исполняющий обязанности наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря иеромонах Александр (Чеборов).
Согласно утвержденной повестке состоялось переизбрание и назначение членов Епархиального совета, так как закончился срок полномочий предыдущего состава Совета. Согласно Уставу, половина членов Епархиального совета избирается Епархиальным собранием, половина – назначается епархиальным архиереем.
Собрание избрало следующих членов Епархиального совета: благочинного Верховажского округа протоиерея Александра Мухорина; благочинного Кирилловского округа протоиерея Владимира Колосова; благочинного Междуреченского округа иеромонаха Кирилла (Биденко); благочинного Сокольского округа протоиерея Анатолия Балясина; благочинного Харовского округа протоиерея Анатолия Савчука; благочинного Северо-Восточного (Зареченского) округа г. Вологды протоиерея Андрея Исаева; благочинного Усть-Кубинского округа иерея Михаила Пинаева; благочинного Сямженского округа протоиерея Михаила Никифорова; благочинного Грязовецкого округа протоиерея Александра Демьянова; благочинного Вожегодского округа иерея Сергия Бриленкова.
Епархиальный архиерей назначил своим указом следующих 10 членов Епархиального совета: секретаря Вологодской епархии иерея Романа Попова; благочинного Вологодского Северо-Западного округа протоиерея Андрея Смирнова; благочинного Шекснинского округа протоиерея Александра Колесова; благочинного Центрального округа г. Вологды иерея Кирилла Киселёва; благочинного монастырей Вологодской епархии игумена Иоасафа (Вишнякова); благочинного Архиерейских подворий г. Вологды иеромонаха Сергия (Акимова); настоятеля Архиерейского подворья Воскресенского и Софийского Успенского кафедрального собора г. Вологды протоиерея Алексия Ольховникова; духовника Вологодской епархии протоиерея Алексия Сорокина; руководителя юридического отдела Вологодской епархии протоиерея Георгия Зарецкого; руководителя службы делопроизводства Вологодской епархии иерея Игоря Шипицына.
Ввиду истечения полномочий Епархиального суда состоялось избрание членов Епархиального суда. Указом архиерея были назначены: протоиерей Георгий Зарецкий – председателем; иеромонах Паисий (Новоженов) – заместителем председателя; иерей Игорь Шипицын – секретарем. Епархиальным собранием были избраны: протоиерей Анатолий Савчук; игумен Игнатий (Молчанов); иерей Николай Пименов.
В ходе собрания с докладом «Опыт организации приходской жизни сельского храма (прихода)» выступил благочинный Сокольского благочиннического округа протоиерей Анатолий Балясин:
Ваше Высокопреосвященство!
Досточтимые отцы, матушки игуменьи, братья и сёстры!
Прошло 10 лет с тех пор, как на Архиерейском Соборе в феврале 2011 года Святейший Патриарх Кирилл обозначил одну из приоритетных тем на ближайшие годы – развитие приходского служения. На этом же Архиерейском соборе были приняты решения, способствующие более последовательно и систематично осуществлять внебогослужебную жизнь церковных приходов. Была поставлена задача сделать приходскую жизнь вне храма нормой, а не исключением. И сегодня можно увидеть достойные примеры, когда церковная жизнь выходит за ограду храмовой территории и осуществляет себя в катехизаторском, социальном и молодежном служении.
Реализация церковно-приходской жизни имеет достаточно много условий, способствующих или, напротив, усложняющих эту задачу. К этим условиям можно отнести и местоположение храма (прихода). Обычно в церкви, как в жизни, существует два типа жителя: сельский и городской. Различия сельского и городского прихожанина обусловлены той средой, в которой они проживают.
Священник Алексей Кривицкий, клирик Архангельской епархии, про городских и сельских прихожан сказал так: «Городской прихожанин, посещая храм, посещает духовный, культурный оазис. Оазис, который четко контрастирует с окружающей яркой, но раздражающей и внутренне разрушительной действительностью. Это человек, часто истосковавшийся по тишине, внутреннему ладу и гармонии. Церковная жизнь для него — это попытка ухода из мира человеческого в мир Божий, где каждый новый человек — это единоверец и единомышленник. На селе человек, даже после всех исторических ломок, сохранил некоторую внутреннюю здравость, такую как приверженность к труду, к земле. Способность существовать за счет даров природы. Рожденный и выращенный на лоне природы сельский житель, хотя часто и неосознанно, но в тоже время впитал дух красоты творения Божия. Хотя нужно сказать, что с каждым годом это благое влияние на сельского жителя ослабляется по причине все большей перемены ценностей от традиционных к современным. Да и деревня сегодня - это не сплоченное трудовое хозяйство, а брошенная и запущенная земля, закрытые и разоренные предприятия и люди, потерянные и забытые государством и властью, но не забытые Богом».
Поскольку тема доклада связана с сельским приходом, то в основном о таковых и пойдет речь.
Сокольское благочиние находится в пределах границ Сокольского района и расположено недалеко от областного центра. Площадь территории Сокольского района составляет 4165 км².
На 1 января 2020 года численность постоянного населения Сокольского муниципального района составила 47 763 человека.
На сокольской земле просияли такие святые, как преподобные Григорий Пельшемский, Филипп Рабангский, Александр Куштский, Пахомий Святолуцкий, Иоасаф Спасокубенский, Марк Белавинский, Дионисий, Амфилохий и другие «Глушицкие» подвижники, Вассиан Тиксненский.
Сокольское благочиние насчитывает 9 приходов, из них 4 сельских. В благочинии трудятся 8 священников, в том числе один иеромонах.
На двух сельских приходах есть постоянные священники, а на двух приходах батюшки служат по совместительству.
Богослужения совершаются регулярно по воскресным и праздничным дням на двух сельских приходах, на двух остальных хотя бы раз в 1-2 месяца.
Каждый храм, находящийся в определенном селе или деревне, территориально концентрирует вокруг себя инициативных прихожан, которые несут практически всю ответственность за деятельность прихода. Нельзя сказать, что их много, но, тем не менее, таковые реально есть. Они же (при отсутствии штатного настоятеля прихода) приглашают священника для проведения богослужений и иных мероприятий, связанных с жизнью прихода, и имеют широкую свободу действий в плане реализации церковно-приходской жизни.
Три сельских прихода благочиния являются древними, на двух из них находятся храмы, являющиеся памятниками федерального значения (с. Архангельское и с. Ильинский погост), на одном приходе, тоже древнем, храмы находятся в руинированном состоянии, но построен небольшой деревянный храм трудами местного предпринимателя и жителей (с. Биряково), а один приход молодой, и там планируется строительство нового храма (д. Литега, в настоящее время богослужения совершаются в церковном доме).
Количество прихожан в Сокольском благочинии в целом составляет примерно 300-400 человек – это примерно 1% от общего количества жителей района.
Подавляющее большинство прихожан составляют женщины, но в последнее время в храмах чаще стали появляться семейные пары с детьми и молодежь.
На сельских приходах, кроме Божественных литургий, также совершаются необходимые для духовной жизни таинства, в том числе таинство Святого Крещения. В 2020 году был крещен 61 человек, причем замечено, что с каждым годом количество крещаемых падает по причине увеличения требований подготовки к кандидатам в крещаемые и крестные.
В настоящее время, несмотря на сложную эпидемиологическую обстановку, связанную с распространением коронавирусной инфекции и очень слабыми финансовыми возможностями сельских приходов, есть и положительные явления в жизни Сокольского благочиния.
Так, на приходе храма Святого Духа с. Архангельское построена часовня, отремонтированы купола, куплена звонница.
На приходе Покрова Пресвятой Богородицы в д. Литега частично отремонтирован церковный дом, где совершаются богослужения, ведутся подготовительные работы для начала строительства храма.
В деревне Обросово недалеко от г. Сокола строится деревянный храм.
Соглашусь с мнением вышеупомянутого священника Алексея Кривицкого, который заметил, что «одной из проблем сельских приходов является организация внебогослужебной жизни. Проблема включенности прихожан в небогослужебную жизнь существовала и раньше. Сама суть приходской жизни подразумевает наличие коллективно поддерживаемых интересов, не ограничивающихся участием в богослужениях. Однако не во всех храмах сложились активные приходские общины с внебоголужебной жизнью. По всей видимости, такая ситуация существует как следствие отрыва верующих от обыденной приобщенности к Церкви, истоки которого относятся к советскому прошлому. Однако следует отметить усилия и старания настоятелей сельских приходов в деле воцерковления населения. Так, предпринимаются шаги в деле катехизации паствы, проводятся катехизаторские беседы, где рассматриваются вопросы, связанные с вероучением (таинствами, догматами), богослужениями, актуальными проблемами прихода, существует практика совместных трапез. И несомненно то, что каждый приход за время своего существования приобрел определенный опыт. Сегодня есть возможность этим опытом поделиться».
Он же продолжает: «Очевидно то, что далеко не на каждом приходе может сложиться та или иная форма внебогослужебной приходской жизни. Где-то так и не удалось организовать воскресную школу, зато там есть хороший хор, а на другом приходе научились разговаривать с сектантами, а где-то смогли организовать социальную деятельность. Я думаю», - говорит он, - «что одной из первых задач в организации приходского служения в благочинии могло бы быть определение специфики каждого прихода. Для этого нужно реально оценить материально-технические, человеческие возможности, вероятно, в чем-то оказать поддержку. Зачастую храм может реализовывать одну, две серьезные инициативы, и трудно разделить их отдельно на миссионерскую, молодежную или социальную работу. Это нельзя не учитывать. И пусть в каждом случае будет развиваться что-то свое, главное — обеспечить высокий уровень и стабильность».
Добавлю, что на сегодняшний день практический каждый приход, неважно, городской или сельский, имеет острую нужду в ремонтных работах, строительстве новых зданий, оплате труда работников и пр.
Несомненным плюсом в деле организации церковно-приходской жизни может стать практика «шефства» городских приходов над сельскими. Подобная практика может выражаться в совместных богослужениях, проведении церковных праздников, в том числе вне храма, совместной катехизации и множестве иных мероприятий, способствующих взаимному духовному обогащению и сближению, укреплению и утверждению в вере через единую духовную среду.
Нелегкой задачей любого настоятеля является создание крепкого прихода, содержание и благоукрашение храма и храмовой территории, храмового дома. Очень важная задача – привлечение к церковной жизни местное население. Найти и подготовить людей для церковного служения – одна из многих задач, с которой сталкивается сельский приход. Необходимы индивидуальные занятия для подготовки чтецов, певчих. Освоение церковнославянского языка, правильное произношение и расстановка ударений требуют продолжительного времени и практики.
Церковнослужитель в сельской местности должен быть универсалом, то есть уметь выполнять все важнейшие послушания и при необходимости заменить отсутствующего. Учитывая то, что приходы в сельской местности малочисленны, священник и матушка должны быть готовы к тому, чтобы уметь посадить огород, завести домашнюю живность, заготовить дрова, косить и т.д. для того, чтобы содержать семью.
Да, действительно, сельскому священнику приходится исполнять обязанности и катехизатора, и соцработника, и все прочее, не всегда получается найти помощников, которые могли бы без оплаты трудиться, но, видимо, в таком случае для пастыря пусть будут в утешение слова апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор. 9:22).
Сегодня мы вынуждены делать поправки на режим карантина и продолжающуюся пандемию, но хочется верить, что это когда-то закончится, и тогда появится реальная возможность осуществить с Божией помощью в полной мере то, что сегодня мы только предполагаем и планируем.
Священники сельских приходов Сокольского благочиния подготовили советы и рекомендации, которые, возможно, будут полезны не только настоятелям и священникам сельских приходов, но и городских:
2. Заранее решить и продумать, как будут приезжать и уезжать верующие, в конце богослужения обязательно информировать прихожан о предстоящем дальнейшем богослужении. Это можно делать дополнительно и через приходской интернет-сайт.
3. Заранее объявлять и организовывать приходские субботники с чаепитием после работы.
4. Организовывать поездки на молебны к святыням в пределах своего благочиния или епархии.
5. Проводить обучение чтению и пению в храме как во время богослужения, так и во внебогослужебное время, а также обучение колокольному звону.
6. Очень хорошо зарекомендовала себя форма наставничества.
7. Осуществлять пастырское окормление верующих села (деревни), которые не могут приходить в храм, в том числе и через поздравления к празднику, именинам, оказывать материальную помощь нуждающимся.
8. Прибегать к помощи епархиальных отделов - социального служения и миссионерского.
9. Совершать объезд малых населённых пунктов с целью служения общих молебнов, освящения домов, а также принятия записок, раздачи просфор и артоса, реализации свечей, иконок и другой утвари, потребной для верующих.
10. Передвижные церковные лавки можно устанавливать у сельского магазина, дома культуры или библиотеки.
11. Особая тема для любого священника - это отношение его к прихожанам. Когда-то ныне покойный митрофорный протоиерей Георгий Иванов говорил при напутствии священника, который уезжал на сельской приход: «Тебе никто ничего не должен, а ты должен всем!» Да, может быть, с этим трудно согласиться, но на сельском приходе почти всегда так это и бывает.
12. Желательно совершать служение в храме не только по воскресным и праздничным дням, но и в будние дни, например, молебны, панихиды, особенно если рядом с храмом находится местное кладбище или могилы у алтаря. Замечено: когда в храме звучит молитва, тогда появляются и молящиеся.
13. Хорошо, когда городской приход берет шефство хотя бы над одним сельским. Например, в городе совершается сбор книг духовного содержания и передаётся сельскому приходу или в сельскую библиотеку, которой пользуются не только прихожане, но и местные жители.
14. Бывает так, что в деревне есть люди, страдающие от алкоголя или табака. Они, как правило, не бывают в храме, но таких можно по-дружески привлекать к посильным работам на приходе, у храма.
15. Сельский священник должен уметь находить подход к каждому прихожанину и жителю. Добрая беседа даже не на церковную тему всегда располагает сердце слушающего к чуткому восприятию.
16. В случае, если священник на приходе бывает нечасто, а вопросы, с которыми к нему обращаются верующие, не разрешить сразу, следует спрашивать у таковых номер контактного телефона и постараться обязательно ответить вопрошающему, может быть, даже и через несколько дней. Будет плохо, если сельский житель не дождется от священника вообще никакого ответа, тогда в дальнейшем скорее всего он не будет уже воспринимать назидание или поучение такого священника с доверием.
17. В связи с тем, что сельские жители постоянно заняты какой-то работой, будь то в своём хозяйстве или на приусадебном участке, следует делать снисхождение тем верующим, которые приходят в храм для Исповеди или Причастия, и не предъявлять к ним высоких требований, которые могут выполнять городские прихожане.
18. Хорошо, если священник будет стараться находить к каждому своему прихожанину индивидуальный подход.
Настоятель Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря игумен Дионисий (Воздвиженский) зачитал доклад на тему: «Опыт сохранения памятников культурного наследия на примере Спасо-Каменного монастыря»:
Опыт сохранения памятников культурного наследия на примере
Спасо-Каменного монастыря.
Епархиальным советом по благословению нашего Владыки митрополита Саввы мне поручено выступить перед вами, досточтимые отцы и братия, и рассказать об опыте сохранения объектов культурного наследия на примере Спасо-Каменного монастыря. В этом году исполняется 30 лет с момента начала восстановительных работ на Каменном острове.
Постараюсь не загружать вас цифрами и формальными сведениями, а сообщить живую историю.
Должен сразу оговориться: Спасо-Каменный монастырь не совсем типичный пример. Хотя, конечно, большинство монастырей и храмов являются по-своему уникальными, особенными. Но Спасо-Каменный имеет эту уникальность, пожалуй, в большей степени. Видимо, как уникальна история обители, так неповторима и новейшая история его восстановления. Отмечу здесь только два основных аспекта. Во-первых, это островной монастырь. В этом его главная особенность, в этом и трудность сохранения и проведения реставрационных работ. Сложности доставки материалов, стеснённость ведения работ очень сказываются на реставрационном процессе. А разрушение из-за открытости всем стихиям происходит быстрее. Во-вторых, история восстановления. Начало возрождению из руин было положено человеком, далёким на тот момент от реставрации, просто энтузиастом – Александром Николаевичем Плигиным. И в целом, делом восстановления монастыря занимались в основном люди светские.
Будучи памятником федерального значения, к началу 90-х годов XX века монастырь находился в полнейшем запустении, почти исчез с лица земли. Он привлекал внимание только заезжих архитекторов, фотографов и случайных туристов. Стороннему наблюдателю о некогда славной обители напоминала едва сохранившаяся одиноко стоявшая колокольня. Предстоял колоссальный труд - не сохранения, а по сути спасения памятника – процесс сложный и многоплановый.
Идейным вдохновителем и инициатором возрождения Спасо-Каменного монастыря был архитектор-реставратор, уроженец села Устье Александр Алексеевич Асафов. Ещё в начале 80-х годов он начал работу по популяризации Спаса как памятника культуры (так называли их в то время) в обществе. Параллельно с этим он готовил проектно-сметную документацию для начала восстановительных работ. В 1986 году уже имелась документация на реставрацию здания гостиницы. Но нужен был человек, который смог бы практически сдвинуть всё с мёртвой точки. Учитывая условия заброшенного острова, в то время пристанища рыбаков и случайных гостей, где ничего, кроме старого железного гаража, не было, найти такого человека было непросто. Так зачастую бывает в нашей жизни, особенно в русском народе, это характерная наша черта. Много людей доброй воли, желающих поучаствовать в благом деле, но сделать первый шаг никто не решается. Все наблюдают со стороны и чего-то ждут. И вот случилось чудо - такой человек нашёлся. Им оказался коренной вологжанин Александр Николаевич Плигин, с детства лелеявший мечту послужить Спасу, с тех пор как на велосипеде путешествовал вдоль Кубенского озера и увидел эту притягательную точку посреди него.
На первом этапе восстановления монастыря Александр Алексеевич Асафов стал ему руководителем и помощником. Так содружество двух неравнодушных идейных людей послужило мощным толчком к возрождению вологодской святыни и архитектурной изюминки края. Известно, что Александр Николаевич вместе с архитектором Асафовым приходили взять благословение на предстоящие труды у тогдашнего владыки – архиепископа Михаила. К сожалению, Александр Асафов скончался в 1993 году.
На первых порах необходимо было обеспечить возможность жить и работать на острове, создание минимальных бытовых условий.
Александр Николаевич справился с этой работой прекрасно, хотя это стоило невероятных усилий и требовало самоотверженности. Первые пять лет А.Н. Плигин трудился почти в одиночку.
Принципиальным было решить вопрос с пользователем. В 1991 году был подписан договор между малым индивидуальным предприятием «Алмаз», созданным Плигиным, и Управлением культуры Усть-Кубинского района, и появилась возможность проведения реставрационных работ. В Устье на тот момент ещё существовал реставрационный участок, что удивительно, и небольшая бригада рабочих вела работы по восстановлению здания гостиницы. В 1991-92 годах основные строительные работы были завершены. Известно, какая была ситуация в стране в те годы. К 93-му году финансирование стало нерегулярным, а в 94-м прекратилось вовсе. Начались самые трудные годы, для Плигина это было время испытаний. Но Господь не оставляет терпеливых тружеников. Ближайшими помощниками Александра Николаевича стали небольшой круг знакомых и его семья, в первую очередь жена – Надежда Александровна Плигина, впоследствии, после его смерти, продолжившая дело мужа. С 2006 года на протяжении десяти лет Н.А. Плигина трудилась ещё и в должности старосты архиерейского подворья «Спасо-Каменный монастырь». Эти труды невозможно переоценить. Надежда Александровна взяла на себя самую непростую и хлопотную миссию подготовки документации для подачи заявки на конкурсные процедуры, и сама часто ездила в Москву в Министерство культуры, вела переговоры с руководством, что весьма способствовало успешному продвижению вопросов финансирования объекта.
На смену А. Асафову пришёл другой московский архитектор - Николай Николаевич Смирнов. Он организовал приезд на остров известного ученого, исследователя архитектуры С.С. Подъяпольского в середине 90-х годов. Кстати сказать, Подъяпольскому принадлежит наиболее полное и авторитетное исследование о памятниках Спасо-Каменного монастыря, «…без которых, - по его мнению, - картина развития зодчества северо-восточной окраины Московского государства в XV-XVI веках выглядит далеко не полной». Привлекались к работе и другие московские архитекторы, сотрудники МАРХИ, среди них Лидия Алексеевна Шитова. Благодаря вниманию с их стороны в стенах МАРХИ разрабатывались дипломные эскизные проекты по монастырю, и, в частности, проект восстановления Спасо-Преображенского собора. И что особенно было важно – в начале 2000-х годов появился комплексный проект восстановления зданий монастыря. Благодаря этому удалось подготовить документацию на конкурс, и объект был включён в федеральную целевую программу. Открылось финансирование из федерального бюджета, что подняло уровень и масштаб восстановительных работ.
В 1996 году к Каменному острову и его проблемам было проявлено внимание со стороны Вологодской епархии. Его стали регулярно посещать епископ Максимилиан, затем братия Спасо-Прилуцкого монастыря, настоятели Афанасьевского храма в Чиркове о. Владимир Колосов, о. Владимир Буйлов, духовно окормлявшие островитян. Приезды на остров Владыки и духовенства совершались не просто так. Это была действенная помощь и поддержка, духовная и хозяйственная. Появились публикации в СМИ, были организованы ряд фотовыставок, посвящённых монастырю, к острову стали обращать больше внимания власть предержащие, благотворители, благодаря чему удавалось понемногу вести реставрационные работы. Стоит отметить, что начавшееся в 90-е годы восстановление предпринималось как сохранение памятника, а переросло постепенно в понимание важности восстановления именно монастыря, православной святыни. Нельзя обойти вниманием и то, что участие в таком деле, как реставрация монастыря или храма, для многих является шагом к воцерковлению, люди через это приходят в Церковь, что само по себе имеет непреходящее значение. Отсюда не случайно появление в конце 90-х на острове часовни в честь Вологодских святых, поставленной по инициативе А.Н. Плигина. А в 2003 году по случаю 450-летия преставления преподобного Иоасафа была организована первая за многие годы Божественная литургия, совершённая владыкой Максимилианом во временно обустроенном храме в колокольне.
На всех этапах восстановления монастыря к работе привлекались добровольцы. Профессионалы-реставраторы и строители делают свою часть работы, но многое входит в круг подсобных работ. Эти работы выполняли многочисленные волонтерские бригады. В 1990-е и 2000-е годы организовывались отряды из молодёжной общественной организации «Реставрос», регулярно летом приезжал школьный строительный отряд из Устья, получивший название «Спасики», иногда по возможности нанимались рабочие подсобные бригады, например, на разбор завалов трапезной. Многие добровольцы трудились частным порядком, приезжая в свободное время. Из этих людей сложился круг постоянных помощников. Приезжали на остров потрудиться и работники епархиального управления, и студенты нашей семинарии (в те годы - духовного училища).
Важнейшим этапом восстановления монастыря стало его включение в состав Вологодской епархии Русской Православной Церкви в 2006 году. Монастырь получил юридический статус в качестве архиерейского подворья. Причём, хочу заметить, данная юридическая форма была принята намеренно с перспективой в дальнейшем открытии монастыря. А также, что принципиально важно, появилась возможность включения монастыря как объекта культурного наследия, находящегося в пользовании Церкви, в ежегодную целевую федеральную программу. Позднее подобная рекомендация циркулярно была отправлена из Московской Патриархии по епархиям: в том случае, когда нет возможности открыть монастырь за малым количеством насельников или по каким-либо другим временным трудностям, а есть необходимость в регистрации для организации богослужебной деятельности и дальнейшего проведения реставрационных работ, рекомендуется открывать Архиерейское подворье. Здесь мы явились новаторами.
Благодаря открытию на острове Архиерейского подворья в том же 2006 году была подана заявка на участие в федеральной целевой программе «Культура России», и, начиная с 2006 года, финансирование восстановительных работ из федерального бюджета было ежегодным. В результате в 2006-2010 годах были завершены работы по восстановлению колокольни, в 2011-2014 годах велись реставрационные работы на трапезном корпусе. В 2018-2020 годах был восстановлен братский корпус. Проектная документация разрабатывалась в Центральных научно-реставрационных проектных мастерских в Москве. Автором проекта и куратором на всех этапах восстановления был архитектор-реставратор Николай Николаевич Смирнов.
Большое значение имел 750-летний юбилей монастыря, отмечавшийся в 2010 году. К этому году была полностью восстановлена колокольня и обустроен храм в ней в честь Успения Пресвятой Богородицы - единственное сохранившееся храмовое помещение монастыря. И на сегодня этот небольшой храм пока единственный в обители. К юбилею был снят замечательный двухсерийный документальный фильм «Спас-Камень», прекрасная работа режиссера-документалиста Валентины Ивановны Гуркаленко, на днях, кстати, отметившей 75-летие. Разумеется, всякая юбилейная дата и связанное с ней торжество много способствуют дальнейшей успешной работе. В довольно-таки короткий срок после этого (всего за четыре года) была полностью восстановлена трапезная палата.
Важнейшим этапом в жизни монастыря стала электрификации острова в 2013 году по областной программе при настоятельстве отца Иоасафа. Можно сказать, совершилась техническая революция, ушли в прошлое дизель-генераторы и связанные с ними неудобства. О бытовой стороне, весьма важной и существенной в общем производственном ряду, можно было бы многое рассказать, но я думаю, все и так понимают, сколько приходится внимания уделять этой стороне жизни в условиях острова. Одна ежегодная заготовка дров на отопительный сезон чего стоит!
Будет неправильным представить процесс финансирования работ как непрекращающийся поток. Не всё проходило гладко и тогда, когда средства выделялись, иногда же случалась и полная остановка, как например, с 2015 по 2017 годы. Несмотря на ежегодную подачу документации для конкурсных процедур, в этот период усилия оставались тщетными. Говоря выше о негладкости процесса, я имел в виду результаты конкурса, так называемого тендера (меня поймут те, кто с этим сталкивался), так как чаще всего новый сезон являл и нового подрядчика работ. В этом проблема и несовершенство законодательства, на мой взгляд, в сфере сохранения памятников, когда определяется подрядчик по государственному контракту. Каждый новый подрядчик, за редчайшим исключением, считает своим долгом охаять предшественника. В лучшем случае. А в худшем - начинает переделывать или применяет другие технологии. Это, знаете, как если бы пациент с хронической болезнью постоянно попадал бы к новым и новым врачам. «Залечат» ведь со всей неизбежностью. И главное – не с кого будет спросить за результат, а может и некому. Хотя иногда бывает обратное, но редко – новый подрядчик исправляет прежние огрехи. Если вспомнить советскую плановую систему, то при всех «но» в реставрационной сфере несменяемость подрядчика была благом для памятника. Поскольку реставрационный процесс многолетний, а каждый памятник по своим характеристикам неповторим, то приобретаемый на нём опыт и знания помогали лучше и эффективнее вести работу. Добавим сюда и уверенность в выделении средств на предстоящий сезон (или сезоны). Замечу, что в случае со Спасо-Каменным удавалось решить проблему смены подрядчика только благодаря тому, что на острове была создана своя вполне профессиональная бригада каменщиков, которую возглавил Иван Плигин. Первые годы по федеральной целевой программе она работала в составе некоммерческого партнерства «Спас-Камень». Оно было учреждено ещё А.Н. Плигиным в 1995 году и имело необходимую государственную лицензию на производство реставрационных работ. Именно собственная бригада продолжала впоследствии вести все работы, но приходилось каждый год становиться, по сути, субподрядчиком.
В настоящее время завершаются восстановительные работы в братском корпусе и трапезной монастыря, в основном это отделка, отчасти коммуникации. Но самым главным на сегодня является возрождение Спасо-Преображенского собора - главной святыни, доминанты острова. Без него монастырь смотрится однобоко, а литургическая жизнь неполна. Этот древнейший памятник храмовой архитектуры (1481 г.), прекрасное творение древнерусских зодчих, был безжалостно и варварски уничтожен в 1935 году. Это большая комплексная проблема и наиболее сложная задача, которую предстоит решать. Но процесс, трудоемкий и долговременный, запущен. С осени 2019 года по благословению митрополита Игнатия началась разборка руин, выявление сохранившихся частей. В этом тяжелом труде братии помогли добровольцы с прихода Лазаревского храма, которые уже несколько лет регулярно приезжают потрудиться в монастырь, а также студенческий строительный отряд, те самые «Спасики», которые выросли, но не оставили своим попечением обитель. По уточнённым обмерам и визуальной оценке состояния остатков храма создаётся проект восстановления, который в будущем, надеемся, получит и реальное воплощение. Как писал в своё время в далёком ещё 1965 году упоминаемый выше С.С. Подъяпольский: «Весьма вероятно, что разборка завалов открыла бы значительные остатки нижних частей памятника; в этом случае может быть поставлен вопрос о полном его восстановлении».
Итак, какой можно сделать вывод из всего сказанного? Процесс сохранения и восстановления объекта культурного наследия, а таковыми являются многие, если не большинство, монастыри и храмы епархии, является долгим, сложным и весьма затратным. Но вместе с тем неизбежным. Хотя в то же время интересным, вдохновляющим людей и зачастую служащим укреплению в вере, воцерковлению участников процесса. Для успеха в этом деле необходима консолидация сил, участие как светской, так и церковной стороны, обязательно привлечение специалистов, необходимо стараться избегать самодеятельности. Желаю всем успехов на этом поприще!
Благодарю за внимание и прошу молитвенной поддержки.
Далее с отчетным докладом к собравшимся обратился митрополит Вологодский и Кирилловский Савва:
Всечестные отцы и матушки игуменьи, братья и сестры!
Сегодня мы с вами встречаемся на собрании, подводящем итог нашей совместной работы за ушедший период 2020 года.
Не скрою, что 2021 год тоже является не таким простым, как и предыдущий, однако, хочется верить, что существующие у каждого из нас надежда и вера – это два краеугольных «столпа», благодаря которым «конструкция» нашего сознания продолжит быть крепкой, вопреки «ураганам» жизни, которые призваны лишь закалить нас, по Воле Всеведущего Отца нашего Небесного.
Мы собрались здесь и для того, чтобы также наметить планы на дальнейший период нашей жизни в епархии, вместе поговорить о наиболее важных темах церковной жизни, и решить ряд организационных вопросов.
Однако, прежде всего, позвольте выразить свою благодарность всем вам за ту поддержку, которую вы оказываете мне, как епархиальному архиерею, за ваши молитвы и труды. Благодарю членов епархиального совета, руководителей епархиальных отделов, отцов благочинных, настоятелей, клириков, монашествующих и мирян Вологодской епархии. Молюсь о вас, и, в свою очередь, прошу ваших молитв обо мне.
Помимо этого, традиционно, должен ознакомить всех вас с некоторыми статистическими данными за 2020.
На сегодняшний день Вологодская епархия включает в себя:
1. 118 зарегистрированных приходов,
2. 63 приписных храмов (из них 5 в составе Благочиния монастырей, Архиерейских и монастырских подворий),
3. 94 часовни,
Итого: 181 храм и 94 часовни (в 60 храмах Богослужение совершается чаще одного раза в неделю).
По состоянию на текущий момент пастырское послушание совершают:
1. 126 священников,
2. 18 диаконов,
Итого: 144 клирика.
Действующих монастырей в епархии:
1. 7- мужских,
2. 2 - женских,
Итого: 9
В составе которых:
1. 19 - монашествующих не имеющих сана;
2. 26 иеромонахов (из них несут свое послушание на приходах епархии - 1),
3. 7 – иеродиаконов,
4. 11 – послушников и послушниц,
5. из состава «белого» духовенства совершают свое служение в женских монастырях – 3 клирика,
Итого: 52 монашествующих, 11 послушников, 3 клирика.
Заштатное духовенство Вологодской епархии на 2020 г. составляет 15 человек.
Выведено за штат Вологодской епархии в связи с переходом в другую епархию - 10 священнослужителей.
Рукоположено в 2020 г.:
1. в священнический сан 4 человека,
2. в сан диакона – 8 человек,
Итого: 12.
В Вологодской митрополии действует Вологодская Духовная Семинария:
Число преподавателей – 52;
Число обслуживающего персонала – 15;
ВСЕГО ОБУЧАЕТСЯ на данный момент– 367 человек;
Бакалавриат – 214 человек (очно – 30 студентов, заочно – 184 человека);
Катехизаторское отделение – 140 человек (очно - 38, заочно -102);
Регентское отделение – 13 человек;
От епархии в различных духовных школах Русской Православной Церкви обучается 6 человек (в Санкт-Петербургской Духовной Академии).
Со времени прошлого епархиального собрания (с 27 декабря 2019) невосполнимой утратой стали 4-е клирика Вологодской митрополии. Вспомним их имена:
1. иерей Александр Нехвядович (†21.08.2020);
2. диакон Глеб Надеждин (†11.11.2020);
3. протодиакон Георгий Рябинин (†01.05.2021);
Почивший клирик Череповецкой епархии:
4. иеромонах Игнатий (Ланге) (†28.04.2021);
Пропоем им ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ!
Всемогущий Господь миловал нашу епархию, и в период пандемии пока ни один клирик не скончался от COVID-19, но в прошлом году уже переболело 20 клириков с подтвержденным диагнозом.
Случилось одно чрезвычайное происшествие:
На Приходе храма святителя Афанасия Великого д. Чирково Усть-Кубинского района: в отчетном году сгорел приходской дом, в котором размещалась трапезная и жилое помещение. К сожалению, здание восстановлению не подлежит.
Обзор деятельности епархиального архиерея в 2020 году
В ушедшему 2020 год отправной точкой моей деятельности, как епархиального архиерея, является назначение Священным Синодом на Вологодскую кафедру 25 августа, которое воспринято мною как честь и возможность потрудиться на земле, где просияли подвигом многие преподобные, Северной Фиваиды, и продолжить дело моих предшественников архиереев.
До конца 2020 года удалось совершить Богослужения в большинстве действующих храмов города Вологды. Посетить приходы Вологодского, Кирилловского, Грязовецкого, Шекснинского и Сокольского благочиний, а также перечисленные монастыри Вологодской епархии: Спасо-Прилуцкий, Кирилло-Белозерский, Рождество-Богородицкий Ферапонтов, Воскресенский Горицкий, Свято-Троицкий Павло-Обнорский, Горне-Успенский и Спасо-Каменный.
Таким образом за период с августа по декабрь 2020 года мною было совершено:
1. 40 Божественных Литургий,
2. 16 Всенощных бдений,
3. 2 Молебна,
Всего: 58 богослужений.
Памятным событием в ушедшем году для Вологодской митрополии стало Великое освящение Воскресенского кафедрального собора г. Вологды, которое было возглавлено Преосвященным Антонием, митрополитом Бориспольским и Броварским, управляющим делами Украинской Православной Церкви Московского Патриархата в сослужении Преосвященных архипастырей и пастырей, в присутствии Губернатора, общественности и многочисленных прихожан.
Хочу выразить особую благодарность Губернатору Вологодской области Кувшинникову О. А., председателю Попечительского Совета по восстановлению Воскресенского кафедрального собора и всем попечителям, которые являются и членами совета, за пожертвования и огромные труды по восстановлению святыни, отмеченные Патриаршими и архиерейскими наградами.
В этом году также продолжаются реставрационные работы первого этажа Воскресенского Кафедрального собора. Их завершение и Великое освящение собора должны стать главным событием ближайшего будущего.
Кроме этого за отчетный период было совершено 3 Великих освящения храмов.
В 2020 году под моим председательством прошло 3 заседания Епархиального совета.
Среди важных вопросов, рассмотренных Советом, стали:
• учреждение коллегии Вологодской епархии для координации деятельности епархиальных учреждений;
• утверждение регламента делопроизводства Вологодской епархии;
• организационные вопросы великого освящения Воскресенского кафедрального собора и празднования 650-летия со дня основания Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря в 2021 году;
• рассмотрение докладов о жизни и деятельности благочиний и духовной семинарии Вологодской епархии.
• предложения по преодолению последствий коронавирусной инфекции приходами.
С момента моего назначения на Вологодскую кафедру до начала текущего года уже проведено несколько рабочих встреч с губернатором Вологодской области О. А. Кувшинниковым. Также мною были проведены ряд аудиенций с руководителями управлений Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности по Вологодской области, Прокуратуры региона, председателем Комитета по охране объектов культурного наследия и мэром города Вологды. А также с руководителями ведомств и учреждений культуры Вологодской области и города Вологды, представителями предпринимательского сообщества.
Как временно управляющий Великоустюжской епархией, я совершил 3 пастырских визита в оную за истекший год.
О Пастырской бережливости и ответственности
Вероятно, каждый из вас сейчас задумался о том, что же на самом деле в сегодняшней встрече будет особенного с учетом вышеобозначенной статистики, рассказов наших «коллег» и, в общем и целом, – нашего с вами здесь пребывания. Что ж, постараюсь ответить на эти и другие вопросы постепенно.
Для начала хотелось бы сделать первоочередной акцент на духовном богатстве Вологодского края. Плоды его благодатной мудрости, радости, многовековых трудов мы и по сей день можем наблюдать как вокруг себя, так и в удивительной Истории нашего родного Отечества. Являясь наследниками этого непреходящего достояния, важно понимать и не забывать, что каждый из нас несет ответственность за его сохранность и преумножение (я не раз еще буду возвращаться сегодня к слову «ответственность») перед Богом, людьми, их душами и перед самим собой.
День за днем все мы несем свое служение в разных условиях, с разными обстоятельствами, оставаясь при этом неотъемлемой частью Церковной семьи, неизбежно наблюдая друг за другом и событиями, разворачивающимися ежесекундно вокруг в нашем быстротечном мире. Но, что видим мы? Что видят другие, глядя на нас?
Прежде всего, и это не секрет, окружающие, посмотрев, даже мельком, на священнослужителя, видят некий «архетип», то есть «базовый» символ, который занимает определенное место в их сознании. А тем временем, говоря подробнее об этом, отмечу, что «Архетипы обеспечивают глубинную структуру для человеческой мотивации и значимости. Когда мы встречаемся с ними … они пробуждают в нас глубокие чувства. Эти отпечатки, … являются «аппаратным обеспечением» нашей психики.» Замечу, что отношение более зрелых людей и молодого поколения порой «в корне» совершенно разное. Почему?
Многих из нас с детства приобщали в той или иной степени к вере, поясняя и посвящая в этот непростой мир отношений с Богом. Поэтому те, кто с этой «ситуацией» знаком, спустя много лет имеют «в своей голове» тот самый «некий образ». И хорошо, если этот «образ» действительно позитивный и добрый, тогда и к другим священникам человек изначально будет настроен без негатива, злобы, так как в этом случае существует так называемый «запас доверия», который дает возможность другому «ошибиться», позволяет человеку «быть иногда неидеальным», испытывая снисхождение к слабостям, пониманию таких немощей.
Но, вместе с тем, существует и совершенно «обратная» ситуация: растут дети, уже чаще это подростки в своей «массе», кто «воспитан» на информационных скандалах, критике, негативе («хейтерстве») и недоверии к миру. Их не учили в православной традиции, они не знают христианства и воспринимают это, как нечто «странное», навязанное им. Они «оценщики» уже изначально, у них отсутствует тот самый первичный, скажем так, архетип, связанный с миром христианства. А значит его, и всех, кто к нему «причастен» они воспринимают либо «с нуля», либо со скептического: «Посмотрим».
При этом мы помним, что каждый священник, по сути, – Пастырь. А Пастырь – это пастух, который пасе?т стадо. И в христианском значении священник является наставником паствы, «путеводителем» для человека на долгом пути в Царствие Небесное. В Евангелии от Иоанна Богослова можно прочитать: «Аз есмь Пастырь добрыи?; Пастырь добрыи? душу свою полагает за овец, а наемник бежит, потому что он наемник и нерадит об овцах» (Ин. 10:11-12).
Господь наш Иисус Христос – Первосвященник Церкви Христовои?, Он - главныи? Пастырь всеи? твари. Митрополит Антонии? Сурожскии? пишет: «Нет власти у священника; нет прав у священника; есть только страшная и дивная, подлинно божественная привилегия – любить до смерти, и смерти крестнои?».
Поэтому и Пастырство – не только призвание в аспекте таланта души, но и «должность», которая подразумевает под собой дисциплину и обязательства по воспитанию человека, его «духоводительству». Апостол Павел пишет в посланиях к своему ученику - апостолу Тимофею: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству, с возложением рук священства» (1 Тим. 4:14). И далее увещает его: «Напоминаю тебе возгревать дар Божии?, которыи? в тебе через мое? рукоположение» (2 Тим. 1:6). Что значит, это делание нельзя оставлять на халатность, его нужно постоянно совершенствовать, «возгревать», нести, как священный огонь.
Мы верим, что душе пастыря сообщается дар влияния на души ведомых, эти дары посылаются ему Благодатью во время рукоположения. Об одном из них пишет митрополит Антонии? (Храповицкии?): «Пастырю дае?тся благодатная, сострадательная любовь к пастве, обусловленная собои? способность пережить в себе скорбь борьбы и радость о нравственном совершенствовании своих пасомых, способность чревоболеть о них, как апостол Павел или Иоанн. Такое свои?ство пастырского духа и выражает самую сущность пастырского служения».
А теперь, учитывая вышеизложенное, плавно перейдем к нашей текущей ситуации. Что мною замечено за то краткое время, которое уже успел провести в сослужении и личных встречах, во вверенной мне Вологодской митрополии? Во-первых, конечно, хочу отметить священнослужителей, благодаря которым можно сказать: «Род христианский не посрамился перед Творцом нашим! Спасибо!» - с искренней сердечностью и радостью говорю это Вам!
Но есть и те, кому хочется сказать совершенно иные слова. Итак, за прошедшее время удалось пообщаться со всеми воспитанниками духовной школы и большинством Вологодского клира из разных «уголков» нашей необъятной. Что же я увидел? Порой «бардак» в головах. Разрозненность. Превращение высшей цели служения в бытовой, в самом пошлом его значении, «гедонизм». Передо мной лично сидел священник, я подчеркну – не продавец обуви, не режиссер, не товаровед, а священник, давно рукоположенный осознанный человек, который, будучи уже «на склоне лет», сказал мне - архиерею в процессе беседы: «А зачем мне вот эта ваша учеба, семинария, я уже НАСЛУЖИЛСЯ. Знаете ли, чего там говорить на проповеди: чтоб не пили, не курили, ну и ладно».
Не знаю, как удалось сдержаться, видимо Господь послал сил, но первой реакцией моей был шок. Ушам своим не верю: как это так священник может «наслужиться»? Литургия — это центр жизни священнослужителя. Вспомним недавний подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, когда, не имея возможности совершать Литургию в храме, не имея «веществ» для Таинства, антиминса, они совершали ее на груди епископа, в отхожем месте, на гнилом хлебе и ягодном соке. В этом мы видим жажду совершения Литургии новомучениками и любовь к этому Великому Таинству, ведь для них каждый день был как последний. И в этом было самое честное откровение.
И это лишь единичный случай из многообразия засвидетельствованных «нестыковок». Поэтому с глубокой скорбью наблюдаю, как некоторые очень «удобно» предали забвению, что вообще такое Церковь, зачем мы здесь; забыли исконные значения «элементарных» понятий. Так что их я и хочу сегодня напомнить.
Такое непонимание, к сожалению, присуще не только «пастырям». На сегодняшний день приходится говорить о страшной секуляризации человечества, верующих: люди перестают понимать значение Таинств, их смысл, значение Церкви. Огромное количество молодых людей никогда в своеи? жизни не открывали Библию, они не знают, что такое Евангелие. Многие даже не знают молитвы «Отче наш», а «дом Божии?» посещают все? реже и реже. Так что, если мы и дальше будем вести только политику «требоисполнительства», то в скором времени храмы опустеют, а при пандемии, как сейчас, выглядит это еще более катастрофично. В связи с чем, очень важно понять такие проблемы более глубинно, и найти способы их решения. Однако, перед этим необходимо сформулировать сущность учения Церкви в вопросах пастырства. Так что, как говорится, вспоминаем «Азы».
С самого начала Своего общественного служения Иисус Христос избрал для проповеди о Нём всем народам апостолов. «И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь (Мк. 3:14). И Он поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4:11). «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, уча их соблюдать все?, что Я заповедал вам, и Я буду с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф 28:19-20).
Из чего следует, что сущность учения Православной Церкви по вопросу пастырства такова: Иисус Христос преподал верующим Свое? Божественное учение, которое необходимо для спасения души человеческой. Для распространения и утверждения Своего учения Он избирает особых лиц – апостолов.
Апостолы для этой же цели поставляют епископов, которым предоставляется право рукополагать пресвитеров, заповедуя им проповедовать Слово Божие.
В силу этого, после апостолов право церковного пастырства (учительства), по преемству перешло к епископам и пресвитерам.
Предметом пастырства должны служить:
а) изъяснение Священного Писания,
б) истины догматические и нравственные,
в) истины церковно-литургические и обрядовые.
Источником пастырства являются Священное Писание и Священное Предание, а Руководством – «голос Церкви», выраженный в творениях святых отцов и учителей Церкви, а также в определениях Вселенских и Поместных Соборов. Пастырство, не руководимое голосом Церкви, есть самопроизвольное, могущее производить только ереси и расколы.
А у нас же, как происходит в реальной жизни? Многие священнослужители, да и вообще, в большинстве своем, люди «мечтают» и пытаются стать для других наставниками, причём так, чтобы быть всегда им «учителями» с большой буквы. Но при этом, обычно забывают слова Священного Писания, в которых Господь наш Иисус Христос предостерегает: «А вы не называетесь учителями, ибо один у вас Учитель – Христос, все же вы – братья» (Мф. 23:8). Получается, здесь должно учитываться два аспекта: во-первых, каждый из священников «в конечном итоге» должен привести своего ученика к Учителю – Христу, — это единственная главная задача; а во-вторых, невозможно стать для кого-либо учителем, если ты не стал ему братом, который ведёт его не к самому себе, а Отцу на небесах. Вот конкретно к этой любви стремиться в своём пастырском служении и призывает нас Творец.
Кроме того, Божественное учение, которое заповедал Господь, – это, в первую очередь, Священное Писание и Священное Предание. Опять-таки, повторение – мать учения: перед рукоположением священнослужителя в сан иерея следует диаконское рукоположение, а перед ним - так называемые «хиротесия» во Чтеца и Иподиакона (вам всем это хорошо известно), во время которых чтецы и иподиаконы обязуются ежедневно читать Священное Писание. Более того, это обязательство никуда не уходит с рукоположением в священника, а напротив, - усиливается.
Выходит, что «структурная» задача священника, как пастыря, – непрестанно изучать Священное Писание и наставлять своих пасомых к ежедневному его чтению. «Проповедовать Слово Божие» – вот основные слова и главные действия, которыми должен руководствоваться каждый пастырь. А мы читаем каждый день Священное Писание?
Увы, часто приходится констатировать факт, что иногда во время Божественной Литургии не слышно проповеди. И то, чему посвящён отдельный предмет в стенах духовных школ, - «гомилетике», не придаётся важного значения. Но, между тем, именно проповедь с амвона является чуть ли не основным «оружием» в борьбе с обществом «намеренного духовного неведения», и потому гомилетика неотделима от служения. Ведь как можно быть пастырем, если «овцы твоего стада не будут знать твоего голоса?»
Вспомним Притчу Иисуса Христа об этом: «1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. 4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. 5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. 6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. 7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. 8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. 9Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. 13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин. 10:1-16).
Из-за «времени безбожия» в нашей Церкви образовалась огромная, всепоглощающая «дыра»: старшее поколение окрестило своих детей, один-два раза в детстве их привело к храму, а на этом и «все?». Эти дети выросли в атеистическом обществе, в котором не было времени и места для Бога. Хотя сейчас мы живём во время «детеи? тех детеи?», когда вроде бы надо воздать «дань традиции», и они еще? крестят своих детей, но уже их дети абсолютно не понимают, зачем и кому это нужно. И получается, что в большинстве своем такое отношение – результат многолетнего невежества и отсутствия позитивной информации о Церкви, которая стала, как бы «закрытой субкультурой», отгородившейся от всего общества. А нам, на самом деле, нужно как раз-таки разрушать такие «барьеры», которые отделяют нас от людей нецерковных.
Иначе и выходит, что живём-то мы в обществе, где «слепой веде?т слепого», и хорошо, если и не глухонемого при этом. Так что сейчас перед священством стоит поистине «титаническая» задача: объяснять, «разжевывать» каждый шаг церковной жизни и жизни со Христом. А место каждой такой встречи – проповедь во время Богослужения. Это время, когда священник-пастырь должен объяснить и Священное Писание, и Священное Предание; более того, без этой синергии невозможно представить истинного наставничества в христианском русле.
«Надлежит, чтобы священники в дни воскресные и праздничные в церкви людей поучали, прочитывая им на литургии новоизданные проповеди: а на утренних другое что-нибудь из прологов и других святых книг, также богословию и катихизис, толкуя его прихожанам по возможности: а которые священники и диаконы учились в школах, чтобы и от себя говорили чаще проповеди, и тем бы делали честь своему сану, и пользу христианам. А кто сколько скажет проповедей, о том Его Преосвященству сообщать, чтобы можно было распознать трудолюбивых от ленивых» (Инструкция благочинным иереям, или протоиереям, 1775).
«Возгреваи?те дар Божии, который в вас» (2 Тим. 1:6). А это возможно только «при помощи» любви, доброделания, поста и молитвы, ревности о спасении себя и паствы. Слово священника должно исходить из души, оно должно быть наполненным верой, и только тогда проповедь дойдёт до сердец верующих, неизбежно принося со временем свои дивные плоды. Если же у священника получается наладить «контакт» во время проповеди, то это огромная вероятность того, что и после богослужения этот «контакт» с человеком сохранится, а значит, он останется на приходе, будучи все? меньше «захожанином» и все? больше «прихожанином».
Святой Иоанн Кронштадтский говорит уникальные слова о целях, которые должен ставить перед собои? священнослужитель на проповеди: «Нам, проповедникам, надо только помогать деи?ствиям Божиим над сердцами человеческими, ловить их готовые расположения к покаянию и усиливать их».
Когда духовника Троице-Сергиевой лавры - архимандрита Кирилла (Павлова) - в свое время спрашивали, есть ли еще в России старцы, он говорил: «Насчет старцев не знаю, а старики — точно есть». То же самое мы можем сказать и про нас пастырей. Если человек живет согласно православной традиции, изучает творения святых отцов, если он имеет некий свои?, пусть и минимальный, но реальный, личный опыт аскезы, у него тогда есть возможность отличить правду от лжи. Если же этого опыта нет, то человек будет ориентирован на вымышленный «яркий образ», но, к сожалению, в итоге, пройдёт мимо Христа.
Помимо этого, священник должен обладать чувством стиля и меры: «нельзя «играть роль», вести себя по-разному при различных обстоятельствах, всюду он должен быть самим собой. Всякая напускная елейность, фальшивый тон будут звучать и восприниматься окружающими с отвращением» (Остапов, 2000). Что же опасного может произойти, если «забыть» некоторые обязательные моменты своего служения? Теперь вспомните примеры типов людей, о которых я говорил в самом начале.
Допустим, вы относитесь к типу один. И тогда, возможно, вы даже не заметите, что священник на службе, может быть в мятом одеянии или может с потрепанной «прической» на голове, а может и вовсе – голова грязная (хотя с моей точки зрения, такое строго недопустимо, ведь это Богослужение, вы все-таки не к соседу на чай пришли, а к самому Богу!).
Таких вещей, увы, много: от уже упомянутых физических аспектов, феноменального НЕЗНАНИЯ СТРУКТУРЫ БОГОСЛУЖЕНИЯ, запинок при чтении Святого Евангелия, отсутствия «сетки времени» и его распределения, безалаберного отношения ко всему, лености и так далее. Взять тех же самых студентов семинарии: кто из них имеет серьёзные планы на жизнь, хочет служить Богу, а не «прислуживать мамоне»?
Нет ответа? А я скажу: более 60 процентов опрошенных ребят не знают, что хотят делать далее, после окончания духовного учебного заведения (зачем им семинария?). Они не строят планов на жизнь, учатся без мотивации, более того, некоторые из них считают своё поступление в семинарию просто «стечением обстоятельств». И это наше будущее?
Возможно, последует вопрос: причем здесь мы? А всё очень просто. При том, дорогие мои, что они, как и большинство окружающих, глядя на нас, видя наши действия, анализируя отношение к послушаниям, слыша проповеди, наблюдая за тем, как и с кем мы общаемся, чем интересуемся, что публикуем в соцсетях, с кем «дружим», учатся у нас, пытаются быть похожими на нас. В чем-то подражать, а в чем-то, в силу преобладающей доли юношеского максимализма, по-своему интерпретировать, применяя собственный, хотя еще достаточно малый, но уже накопленный «багаж» знаний.
Вот поэтому-то и нужно прийти на помощь «молодой поросли» со всей ответственностью и пониманием общего положения «вещей» в этом мире. Ведь мы обладаем намного большим опытом и пониманием в этой жизни: среди нас рукоположенные священники, монашествующие, умудренные знаниями и опытом жизни одиночной, а кто-то наоборот, жизни семейной - взрослые и ответственные люди.
Однако, что происходит на самом деле? Безразличие и теплохладность к священнослужению. А ведь это, по сути, - катастрофа, если священнослужитель под предлогом необразованности или по другим каким причинам уклоняется от усердного служения и занимается лишь собой. Об этой опасности грозно предупреждал пророк Иезекииль: «Так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих!» (Иез. 34:2).
И мы все, лично каждый, несём эту ответственность за то, какими видят нас не только подрастающие будущие пастыри и наставники, молодые парни, которые подчас были лишены отцовской заботы или внимания, но и простые люди, которые нас окружают постоянно: прихожане, прохожие, да и, банально, любой человек на улице. Поверьте, это очень важно.
Кроме того, есть люди, которые, приходя в Храм, пытаются понять смысл и значение тех или иных действий. В указанном случае существует обычно два пути дальнейшего развития событий: первый – так называемый «стадный инстинкт» («все крестятся, и я крещусь»), хотя чаще всего такой путь оставляет человека «чужим» в храме, он не чувствует себя частью церковной семьи и уходит, не получая ответа на свои поиски.
Второй путь - более осознанный, когда, приходя в храм, человек также ищет Бога, но, в отличие от первого типа, пытается понять и разобраться самостоятельно. Здесь мы обращаем внимание и на тип человека номер два, о котором я говорил в самом начале своей речи. Скептики, молодежь, которые, дай Бог, все-таки зашли в храм Божий, да если ещё на службу попали, – чудо! Пусть им всё непонятно, взгляните на это их глазами: стоят неподвижно люди, кто-то чем-то шуршит или ходит, кто-то может замечания сделает, а вот впереди – Богослужение…
Но вдруг этот юноша или девушка, не важно, видят перед собой такую «картину»: священники в мятом одеянии, рядом пономари стоят в ушах ковыряются, руки о себя вытирают, маски сползли на нос, чтец заикается. Хаос и паника. Пришли бы вы на их месте еще раз в тот храм после увиденного?
Уж не знаю. Потому что вместо ощущения благолепия у многих будет чувство омерзения и отвращения.
Но самое ужасное, на мой взгляд, то, что это «методическое пособие» «как отвратиться от Христа» создается в реальном времени. При этом Христос здесь «не при чем», Он им плохого ничего не сделал. А такое поведение – да. Потому что вместо Доброго пастыря, представили неопытному человеку, его уязвимой и, возможно, больной душе, картину «грязного свинарника», где Божественной Красоты он не сможет увидеть, ведь она «на славу» испохаблена, тогда как «задача» была – не «потерять» человека, а помочь ему в поиске Бога.
Но, вот только для этого нужно стать таким священником, который действительно будет заботиться о своей пастве и тех, которые в его «стаде», наставлять так, чтобы и они приводили людей к Богу, а не от Него. Подчеркиваю: «не от Него».
Так что, надеюсь, что и эти упомянутые «скептики» не будут потеряны для Церкви, а их найдут другие небезразличные Пастыри - люди, которые действительно любят других людей, заботятся о них и об их душах.
Взять даже ситуацию с коронавирусом, которая «не обошла стороной» и нашу епархию. Конечно, это отразилось на нашей жизни. Многие люди пережили серьезные кризисы, потери, я уже не говорю о банальных стрессовых потрясениях. Безусловно, все это сказалось на качестве нашей жизни и нашем сознании. Сейчас ведь мы «всем миром» проходим это «испытание» и, Слава Богу, в этом деле Господь пока нас милует. Однако, опять же, сколько раз мне потребовалось сказать, предупреждать, объяснять, говорить о том, почему так важно людям носить маску и для чего. А также, почему нужно соблюдать нормы безопасности и держаться социальной дистанции. Сколько возражений обычно слышал я в ответ, сколько «научных доводов» против масок и «ужасного режима», но практически ни разу не довелось услышать в таких «доводах» хоть толики волнения о ближнем и его здоровье, переживания за собственную паству, за своих близких и за то, что можно нанести другому человеку, пусть даже неумышленно, тяжкий вред. Ведь мы не можем знать наверняка, какие реакции «таит» в себе организм другого человека.
Однако, все-таки непонятно, почему среди «нашего брата» такое отношение к Богу, к жизни, и своему служению присутствует и развивается, словно «сорняки» среди чудесного сада. Ведь Господь наш Иисус Христос ожидает от каждого, чтобы тот достиг Царствия Божия. А у священнослужителей эта ответственность ещё больше: и себя туда привести, и своих пасомых.
И при этом, я это тоже понимаю, сложно не сбиться с такой узкой тропы: с одной стороны – не стать для людей «кумиром», в том плане, что они вместо того, чтобы идти к Богу, будут идти к священнику, что в данном случае является ещё и этической проблемой. А, с другой стороны, существует проблема того, как зачастую, делая всё на благо людей, своих прихожан, не потеряться в этом «угождении», не раствориться в нём, забывая о главном, и тем самым уходя от истинной ответственности. Поэтому остаётся только одно – путь «ora et labora», что означает «молитва и труд». Причем молитва должна быть непрестанной (1 Фес. 5:17): «Но именно тесными вратами и узким путём» (Мф. 7:13), опираясь на учение Церкви, Священное Писание, труды святых отцов, нужно вести к «Тихой гавани» наших прихожан. «Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь и немногие находят их» (Мф. 7:14).
В итоге сегодняшнего собрания хочу спросить и вас, дорогие отцы: проанализировав аспекты пастырской деятельности, выслушав доклады, и подведя годовой итог, чего своим таким безразлично-«теплохладным» поведением в служении Церкви, мы можем добиться в нашей епархии? А главное, что нужно от меня, как епархиального архиерея, какие цели и задачи должны, по-вашему, быть на «повестке дня» и в оглавлении нашего соработничества? Ну, и самое важное, что сделано лично каждым за это время?
Однако, если и правда человеку нравится «плыть по течению», ничего «не производя», то давайте тоже обсудим этот факт. Например, вот, «я, такой-то, делать ничего не хочу и не буду». Но лично хочу обратить ваше внимание на вот, какой аспект. В нашей жизни ничего «просто так» не бывает. Господь каждого из нас призвал в Церковь не «по стечению обстоятельств», а потому что мы здесь нужны и именно здесь можем привнести что-то совершенно новое и индивидуальное. То есть то, что только мы способны сделать. Это и есть тот самый потенциал, который видит в нас Христос, и именно поэтому мы здесь – реализовать эти «десять талантов».
Кроме того, существует поговорка: «претендуешь – соответствуй». Там всего-то два слова, но их смысл очень хорошо понятен: если хочешь что-то «взять», будь этого достоин, соответствуй своему запросу, имей, что можешь предложить. В нашем случае, напротив, мною замечена тенденция на «запрос», но не на то, чтобы что-то искреннее сделать для Церкви. И конкретно это сильно удручает в глобальном масштабе.
Очень хочется, чтобы епархия наша процветала, а не «зацветала плесенью» лени и безразличия со всеми «вытекающими» последствиями. Помните знаменитые слова: «Тяжелые времена создают сильных людей. Сильные люди создают легкие времена, легкие времена создают слабых людей»? Вспомним их еще раз. Тогда мы поймём, что самый глубокий порок – это, отнюдь, даже не «незнание», а отсутствие мотивации получить знание, желание «вытеснить» ответственность за происходящее, не помогать вовремя, когда видишь нужду ближнего, не замечать того, кто «тонет». Потому что, как говорят господа-криминалисты: «Нет тела – нет дела», что значит, без существенных доказательств нету процесса расследования. Выходит, что и в нашей ситуации многие, о ком мы уже сказали, предпочтут увидеть сначала «трагедию погибели» чего-то живого и настоящего, прежде чем «возьмутся за голову» и беспомощно разведут руками.
Но, вот, что хотелось бы им на это сказать: не стоит забывать, что мы все живем не только в трёхмерном физическом пространстве на этой планете (где жизнь не такая долгая, как иллюзорно может здесь показаться); но также человек живёт и в метафизическом пространстве, где каждая мысль, каждое действие или его отсутствие – имеют свои неизбежные последствия. Более того, порой эти последствия оказываются жестокими и неизбежными для нас же самих. А мир устроен именно так: если чего-то упорно не замечать, оно не исчезнет, как, вероятно, хотелось бы. Зато «зло» преумножится, словно раковая опухоль, оно станет прорастать, и «врастать» в человека, затем в другого, затем – в общество, а затем и вовсе – в человечество. Куда же тогда мы придём в итоге?
И, однажды, спустя годы земной жизни, представ перед Творцом, жалуясь на «скорбное бытие» на Земле, душе задастся всего один вопрос: «А что сделал ты, чтобы избежать событийного конкретного зла?». Хотелось бы быть уверенным, что мы что-то сделать попытались. Пусть было сложно, но мы сделали.
И только тогда, с таким осознанием, человек по-настоящему сможет идти с поднятой головой, поистине «воспарив» над ситуативными тяготами, потому что он будет знать, что «тяжелые времена» не сломали его, а «лёгкие времена» - не превратили в безалаберное и «бесхребетное» существо.
Поэтому, подводя итог, снова и снова призываю каждого к тому, чтобы ежедневно мы вставали бы с этим «знаменем», и выходили с возникающими препятствиями, как «на бой» во имя целей бОльших, чем плотские «проблемки». Ведь правда в том, что только вместе мы обретем это величие, которое приведет нашу Церковь к состоянию «сада цветущего», а не скорбных «руин». И тогда мы действительно станем бесстрашными «воинами» Христа, Его войском для самой Вечности, а не просто «одним из» (англ. – one of), кем-то забытым, не оставившим за собой ничего, кроме пластикового мусора и жалоб на Бытие.
Надеюсь, что духовенство Вологодской епархии найдет правильный ответ на этот вопрос, и поддержит меня самоотверженным трудом, обретя в себе силы относиться к своим обязанностям более усердно и серьезно, чтобы мы совместно работали на благо процветания нашей большой дружной епархии и ее паствы.
Епархиальное собрание утвердило состав Епархиальной попечительской комиссии. В нее вошли: иерей Роман Попов – председатель комиссии; протоиерей Алексий Рожнов, руководитель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Вологодской епархии; протоиерей Андрей Исаев, председатель контрольно-ревизионной комиссии Вологодской епархии; иерей Тимофей Левчук, настоятель храма священномученика Власия Севастийского – секретарь комиссии; иерей Александр Малоземов, настоятель храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Вологды; Бороухина Наталья Андреевна, главный бухгалтер Вологодского епархиального управления.
В завершение работы Епархиального собрания были подведены итоги и принято постановление Епархиального собрания Вологодской епархии:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЕПАРХИАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ЕПАРХИИ
31 мая 2021 г.
1. Обсудив итоги деятельности епархии за минувший 2020 год, члены Епархиального собрания Вологодской епархии благодарят Господа Бога за Его долготерпение и человеколюбие, испрашивая у Него скорое избавление от постигшего губительного поветрия. Обращаясь к Живому Богу, просят об упокоении тех, кого Господь призвал в свои вечные обители.
2. Собрание приносит особую благодарность тем врачам, медсестрам, медицинскому персоналу Вологодской области и волонтёрам, которые несут самоотверженные труды в продолжающиеся дни пандемии.
3. Члены Епархиального собрания призывают клир и мирян Вологодской епархии продолжать соблюдать меры по преодолению и недопущению коронавирусной инфекции.
4. Одобряя деятельность Епархиального совета Вологодской епархии, Епархиальное собрание благодарит его членов, потрудившихся в нем в последние три года и завершающих свою работу в его составе. Собрание обращает внимание нового состава епархиального совета на необходимость активной и результативной работы епархиальных отделов. При этом отмечает особую актуальность работы с молодежью и проведению мероприятий, способствующих возникновению интереса у молодого поколения к церковной приходской жизни.
5. Особого внимания заслуживает качество и регулярность произнесения проповеди пастырями. Участники собрания напоминают о необходимости пастырского внимания и бережного отношения к пастве, о недопустимости безразличия и теплохладности к исполнению пастырского служения.
6. Епархиальное собрание считает работу по восстановлению и реставрации храмов Вологодской епархии актуальной, в связи с чем поручает Епархиальному совету представить предложения Епархиальному архиерею по ремонту и реставрации на текущий год (до 1 июля 2021 г.).
7. Духовенство Вологодской епархии выражает признательность митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Савве за доклад, благодарит за наставления относительно пастырского служения и желает помощи Божией в архипастырских трудах.