Новости Вологодской митрополии

Источник информации: Вологодская митрополия
2 Октября 2013

В первые три века своего существования христиане были гонимы. И если встречаются изображения Креста тех времен, то они замаскированы в виде неких букв, намеков на Крест. Но вот стал царствовать император Константин, который позволил христианам свободно исповедовать свою веру. Мать его Елена отправилась по святым местам восстанавливать память о священных событиях, связанных со Христом, Его жизнью и Его смертью. Был найден Крест, на котором распяли Христа. Вот этот Крест воздвигается, поднимается, чтобы все его могли увидеть.

И с этой поры изображение креста заняло особое место в христианском мире, которое не занял ни один другой символ. Крест изображается везде — и на различных священных предметах, в домашнем обиходе. Ничто так часто не совершается нами, как действие, напоминающее о кресте: и на груди мы носим крестик, и во время молитвы мы крестимся. Напоминания о кресте сопутствуют всей жизни христианина, и после смерти устанавливается крест на его могиле.

Ни один символ не отражает так полно и ясно суть христианского благовестия. Сам символ говорит нам о многом. И о терпении скорбей — Христос потерпел много. Как говорили в прежние времена люди: «Бог терпел и нам велел». Он терпел нашего ради спасения, и это дает нам надежду. Терпение спасительно, оно покрывает наши грехи. Оно особым образом действует на нашу душу, оно очищает её, осветляет. Крест — это и напоминание о том, как мы должны относиться к ближнему, к тем, от кого принимаем скорби. «Прости им, потому что не ведают, что творят», — эти слова Христа, обращенные к Господу, свидетельствуют, как Спаситель относился к распинающим Его. И это хороший урок нам с вами — как надо нести свой креста, как надо терпеть немощи наших ближних.

Взглянув на себя, мы поймем, что при гораздо меньших страданиях, когда задевается наше самолюбие, мы испытываем далеко не те чувства по отношению к ближнему, которые испытывал Христос. Раздражение, обиды, затаенное желание мести так или иначе сопутствуют жизни каждого или почти каждого христианина. Но ведь этого не должно быть: не так относился Христос к тем, кто Его распинал.

Крест напоминает нам и о том, какими мы должны быть по отношению к своим страстям. Апостол Павел так говорит об этом: он «сораспинается Христу, распинает плоть свою со страстьми и похотьми». Мы не должны потакать нашим страстям, о которых прекрасно знаем. Не должны снисходительно относиться к нашим грехам, которые совершаем. Мы должны распинать их, уничтожать их, в конечном итоге умертвить их, постараться сделать так, чтобы они в нас не жили. И об этом нам тоже напоминает Крест и распятый на нем Христос.

Наконец, Крест являет нам, что должно быть в отношениях между Богом и людьми, — любовь, причем любовь особая, жертвенная, крайнее проявление которой Христос описал так: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя». Он свою жизнь положил за нас, и если уж мы называемся христианами, ежедневно и неоднократно накладываем на себя крестное знамение, то мы должны быть готовы к такой любви: жизнь свою положить за ближних. Крест нам напоминает о том, насколько высоко призвание христианина.

Так постараемся же в этот день — и во всякий другой день, потому что Крест всегда с нами, — помнить, что открывает нам Крест. Постараемся с терпением нести свои скорби, не просто терпеть, но и благословлять тех, кто нам эти скорби приносит, постараемся распять свои страсти. Постараемся хоть в течение своей жизни стремиться к той мере любви, которую Христос явил нам в Кресте, положив душу свою за други своя. Аминь.

Протоиерей Александр Лебедев,
настоятель архиерейского Покровского подворья