Новости Вологодской митрополии

15 Ноября 2013

Этой осенью прихожане Грязовецкого Крестовоздвиженского прихода поклонились святыням Рыбинска, старинного русского города, расположенного по обеим сторонам Волги в месте впадения в нее Шексны и Черемухи. «Повесть временных лет» в 1071 году называет этот город Усть-Шексной. С 1187 года он именуется Рыбинском, с 1503 года — Ловецкой слободой, а спустя столетия — снова Рыбинском. Название города недвусмысленно указывает на то, чем занимались его жители. Кроме того, в старину город считался «бурлацкой столицей»: с началом навигации по Волге в нем собиралось до ста тысяч бурлаков. Кстати, Рыбинск — единственное место в стране, где воздвигнут памятник бурлакам.

Знакомство с городом началось с храма Георгия Победоносца, куда автобус привез паломников прямо к началу утреннего богослужения. После службы грязовчане приложились к храмовым святыням, а затем прослушали впечатляющий рассказ о храме местного экскурсовода Галины Владимировны Калашниковой.

Храм Георгия Победоносца — один из древнейших в Рыбинске. Он был построен в 1660 году в виде деревянной церкви, а каменным стал лишь в 1770 году. В 1930 году власти распорядились о закрытии храма, а в 1990 году он заново открылся. В стародавние времена храм находился за пределами города и считался кладбищенской церковью. После прокладки железной дороги местность вокруг храма стала быстро обустраиваться и заселяться, возник приход. Само же кладбище стало самым известным в городе — здесь был захоронен весь цвет тогдашних горожан: именитые купцы, почетные граждане города, воины, отмеченные боевыми наградами. Постепенно кладбище превратилось в некий заповедник: на могилах устанавливались редкие по красоте монументальные памятники, высаживались невиданные цветы и кустарники. Кладбище превратилось в некое подобие ботанического сада и стало излюбленным местом праздничных гуляний горожан. После революции на кладбище устроили настоящий погром, и оно запустело. Сейчас здесь еще можно увидеть остатки былого великолепия, но, увы, только остатки.

Буквально в нескольких шагах от храма Георгия Победоносца возвышается церковь Вознесения Господня, построенная в 1808 году и с тех пор никогда не закрывавшаяся. Грязовчане попали внутрь церкви и полюбовались ее внутренним убранством. Храм построен в классическом крестово-купольном варианте. На его стенах палехские мастера-иконописцы изобразили основные сюжеты евангельской истории. В XX веке эти росписи были утрачены, их пришлось восстанавливать. Иконы же в иконостасе храма все старые, намоленные. Иконостас покрыт сусальным золотом, символом бессмертия. Золотом покрыты и киоты, решетки, подсвечники…

Нужно отметить, что большинство церквей в Рыбинске было построено на пожертвования местных купцов, известных своим богатством и благотворительностью. В город приглашались самые известные в России архитекторы, лучшие мастера-строители и иконописцы. Красота рыбинских храмов была столь поразительна, что приводила в изумление даже столичных церковных иерархов, многое повидавших на своем веку.

После обеда паломники отправились к Спасо-Преображенскому кафедральному собору, в исторический центр Рыбинска. Рядом с собором золоченой стрелой своего шпиля устремляется в небесную высь колокольня высотой в 94 метра. Она, конечно, уступает знаменитой колокольне Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, но всегда была и остается предметом гордости жителей Рыбинска. Чем известен собор? Прежде всего, особо почитаемым в городе образом Святителя Николая, а также чудотворной иконой «Недремлющее Око», с помощью которой горожане дважды спасались от моровой язвы, свирепствовавшей в окрестных местах. Интересно было узнать и то, что в соборе есть придел в честь прославленного русского флотоводца святого Федора Ушакова.

Паломничество продолжилось в Казанской церкви. По своим размерам храм этот выглядит довольно скромно, но он знаменит тем, что является самой старой церковью в городе. Во время его реставрации в алтаре нашли закладной камень, надпись на котором гласила, что здесь еще в середине XIV века был выстроен деревянный храм. О том же свидетельствует и писцовая книга XVII века. Вокруг церкви сейчас можно обнаружить остатки некогда гармоничного ансамбля Казанского прихода, центром которого была величественная, нынче утраченная колокольня, замыкавшая перспективу улицы. Когда-то храм украшал резной, полностью вызолоченный пятиярусный иконостас, который поражал современников ажурностью резьбы и тонкостью отделки. В 1926 году иконостас сожгли, а в 1980 году все церковное имущество передали в Госфонд. Колокольню разобрали, храм закрыли. Могли бы и его сравнять с землей, да вдруг прозрели и объявили его памятником культуры республиканского значения.

В небольшом помещении центрального четверика храма размещено 142 сюжетных клейма. Паруса сомкнутого свода церкви разделены на четыре части. Восточный парус занимает исполненная особой торжественности композиция «Коронование Богоматери», поскольку храм посвящен богородичной иконе. На западном парусе находится сюжет «София создала себе дом». На северном парусе размещается сцена «Страшный Суд». Нижнюю часть свода опоясывает неширокий фриз из 12 медальонов, иллюстрирующих Символ веры. Стены разделены киноварными разграниками на шесть ярусов. Сюжетные клейма располагаются в них сплошной лентой, заходя и на оконные откосы. В трех верхних ярусах подробно иллюстрируется земная жизнь Христа и притчи.

В храме имеются две иконы греческого письма. Одна из них, икона «Достойно есть», написана на Афоне. С ней связана такая история. Один из местных монахов, проведя на Афоне некоторое время, собрался возвратиться в Россию. В подарок ему преподнесли именно эту икону с мощами греческих святых. Икона была достаточно большая, но он взял ее и на руках принес на родину. Случилось это в 1913 году. Икону поместили в Верхненикольском Троицком храме. В приснопамятные хрущевские времена храм закрыли. Настоятель храма отец Павел Груздев, прослуживший в нем 30 лет, благословил передать икону в Казанский храм. Икона эта особо почитается верующими и в наше время.

Нельзя не упомянуть о том, что в казанском храме хранятся частицы мощей 200 святых, ковчег с частицей ризы Пресвятой Богородицы, частицей хитона Иисуса Христа, Крестителя Господня Иоанна, апостолов. Грязовчане не преминули благочестиво приложиться к мощам святых, помолиться Господу за то, что получили радость пребывания в святых местах. Затем, после недолгого посещения церкви в честь Иверской Божией Матери и теплого расставания с так полюбившейся им доброжелательной Галиной Владимировной, паломники с миром отправились в родные пенаты.

Николай Гусев