Новости Вологодской митрополии

4 Марта 2014

Несколько лет назад исправительная колония в поселке Паприха в Вологодском районе сменила профиль: раньше здесь отбывали наказание малолетние преступники, а теперь содержатся женщины, осужденные за совершение преступлений не в первый раз – то есть речь идет о рецидиве.

Колония, как и любое другое место заключения, – место, мягко говоря, не из самых радостных. Единожды побывав в них, человек, наверное, будет прилагать усилия, чтобы изменить направление своей прежней жизни, приведшей его сюда. Говоря «наверное», обращаю внимание на корень этого слова, на веру: многим хочется верить, что жизнь изменится к лучшему и пребывание в заключении будет, пусть и печальным, но единичным уроком. А что делать, если эта вера, несмотря на всю ее искренность, не оправдывается? Если, выйдя из колонии, человек снова совершает преступление и вновь попадает сюда? Каковы причины рецидивов?

По словам Дениса Соколова, заместителя начальника исправительной колонии № 2, которая находится в Паприхе, причин тому много. Главные из них, считает Денис Владимирович, – это неготовность нашего общества помочь бывшему заключенному в реабилитации, вынужденная праздность и, как следствие, возвращение на проторенную знакомую дорожку. Очень часто так называемое «нормальное», «гражданское» общество просто не дает бывшему осужденному даже малейшей возможности вновь стать полноценным гражданином.

Практически полностью отсутствует механизм ресоциализации. Человек, выйдя из заключения, моментально сталкивается с ворохом проблем – будь то поиск жилья, устройство на работу или другие – везде он будет чувствовать на себе либо подозрительные взгляды, либо недоверчивое отношение. Очень мало работодателей, кто даст возможность трудоустройства. Или же палки в колеса ему будет вставлять наша замечательная бюрократическая система, способная своей неповоротливостью повергнуть в уныние не только вышедшего из мест заключения человека, утратившего навыки общения с ней, но и самого что ни на есть законопослушного гражданина. Чаще всего человек сталкивается с целым букетом этих явлений и, не находя в себе сил преодолеть их, не находя поддержки в обществе, предпочитает, как это ни печально, вернуться туда, где ему все понятно и знакомо. Что нужно сделать для такого возвращения? Правильно – совершить что­-то, что приведет его обратно. Так и получается, что гражданское наше общество, можно сказать, само провоцирует антиобщественные поступки, отказываясь от усилий по настоящей, а не декларируемой реабилитации бывших заключенных. Логики ни на грош, а вреда – и обществу, и человеку – уйма.

Сотрудники УФСИН России по Вологодской области прекрасно понимают все эти проблемы и в меру своих сил работают над их решением. Мы­ можем отвечать только за работу здесь, в колониях, и, смею заверить, ведется она неплохо. Но нам всем – и УФСИН, и заключенным, и «гражданским» – нужна ответная реакция от общества, которое было бы заинтересовано в том, чтобы состояло оно из законопослушных людей и работало бы с бывшими осужденными без предрассудков и презрения», – говорит Денис Соколов. Вообще, «работа», пожалуй, – одно из любимых его слов. «Главный источник наших бед – это праздность, безделье, – считает он. – Вот почему мы и стремимся к тому, чтобы здесь, в колонии, осужденные не сидели сиднем, а приобретали (или вновь обретали) необходимые трудовые навыки. Проще говоря, учились работать и зарабатывать. Это, я уверен, поможет им все­-таки преодолеть возникающие «на гражданке» трудности – было бы желание».

В исправительной колонии № 2, действительно, уделяют приобретению таких навыков большое внимание: помимо школы здесь организована профессиональная подготовка по нескольким направлениям: учащиеся получают такие специальности, как парикмахер, маляр-штукатур и другие. Есть даже такая специальность, как сварщик (!) – в прошлом году эту специальность получили после 10-месячного обучения несколько человек. Сейчас специальность штукатуров получают 25 женщин. Как говорит мастер профессионального училища Ирина Вельниковская, руководящая группой будущих парикмахеров, выпускницы после окончания обучения получают диплом государственного образца и, следовательно, имеют возможность для будущего трудоустройства. Ирина Николаевна уверена: подавляющее большинство ее подопечных хотят работать, жить достойно. «Наша задача – помочь женщине верить в себя. Причем, эта уверенность должна быть твердой. Понимаете, не злобной, а именно твердой: не “я всем им покажу, какие они все плохие, и ничего в жизни не понимают”, а “я не хуже других, я тоже умею работать, и работать хорошо” – примерно так. То есть, то самое старое доброе правило: дать человеку не готовую рыбу, а удочку, и научить его правилам рыбной ловли, образно говоря», – отмечает мастер.

Подтверждением горячего желания работать и быть полезными людям вполне могут служить слова одной из учениц Ирины Николаевны: «Скоро получу специальность парикмахера, выйду на свободу и через несколько лет удивлю мир новыми моделями причесок собственного изобретения на очередных конкурсах и фестивалях. Планы у меня серьезные!».

Слыша о таких амбициозных планах, сотрудники колонии, конечно, улыбаются. Кто-то, зная нашу действительность лучше, – печально; кто-то, поддерживая учениц, – радостно.

Таким образом, мы оказываемся в странном положении: с одной стороны, общество зачастую отказывается помогать вышедшим на свободу людям, отказывая им в праве быть его, общества, полноценными членами, чем провоцирует рецидивы и возвращение в места заключения; с другой же стороны, в этих самых колониях люди получают вполне доброкачественное образование, специальность.

Последнее замечание комментирует протоиерей Андрей Туляков, настоятель вологодского храма Святителя Николая на Глинках, председатель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, правоохранительными органами и казачеством Вологодской епархии. Отец Андрей, помимо всего прочего, занимается духовным окормлением находящихся в Паприхе осужденных женщин: несколько раз в месяц приезжает сюда, служит молебны, реже – Литургии, исповедует, причащает осужденных в храме в честь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрия). Отец Андрей считает, что одной из основной причин такого печально явления, как рецидив, служит не что иное, как наша старая, но недобрая знакомая: удобопреклонность ко греху. Сравните это с «обычной» исповедью: покаялся человек, честно покаялся, пообещал исправить свою жизнь, но – вышел из церкви обратно в этот мир, где на него с огромной силой нападают как старые, так и новые страсти. Бедный я человек! Доброго чего хочу, всеми силами желаю, даже плачу по нему, не делаю, а злое, что всеми силами ненавижу, – тут как тут. Слова святого апостола Павла остаются, увы, актуальными всегда.

То же касается и бича нашего общества – рецидивов. Вот, казалось бы, человек не только понял, что виноват, но и понес заслуженное обществом наказание, готов служить этому самому обществу верой и правдой, получил даже специальное образование, которое в нормальных-то условиях ему очень бы даже пригодилось. Вышел на свободу и сталкивается не столько свободой физической, сколько зачастую с торжествующей свободой греха: «вперед – к новым свершениям»! Раз вместо добра ты сталкиваешься с отторжением у «нормальных людей» и у возможных работодателей – будь уверен, через секунду на место таких неприветливых людей ты увидишь лица старых знакомых, тех самых, которые помогли тебе однажды придти за решетку. Но здесь тебя и обогреют, и поймут, и поддержат, и даже, может, пожалеют. Только верить в искренность этих чувств стоит точно так же, как если бы ты, исповедовавшись, свободно вздохнув в церковном дворе, снова почувствовал настойчивый призыв к старым грехам.

Думаю, схема проста: пожалуйста, не унывайте. Ни в коем случае не забывайте о помощи Бога и о Его готовность оказать вам ее в любую минуту – как бы тяжело вам ни было. И всегда знать и помнить, повторять старую веками испытанную истину: Бог спасает нас не без нашего собственного, деятельного, искреннего и горячего желания. Как бы ни было трудно – стремитесь к труду! Один мой знакомый, потеряв работу и дом, сделал следующее: буквально на коленях приполз в храм -  нет, не попрошайкой, с молитвой в сердце. И  в течение сорока дней был там на всех службах. Не буду говорить о его положении сейчас, ограничусь лишь тем, что оно вполне достойное. Бывает так, что мы должны постоять на коленях! И стыдиться тут нечего: мы нужны Богу для нашего спасения.

Петр Давыдов