Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

15 Февраля 2015
В Неделю мясопустную - О Страшном суде и праздник Сретения Господня митрополит Воронежский и Лискинский Сергий совершил Божественную литургию в Покровском соборе Воронежа, один из приделов которого освящен в честь этого праздника

Архипастырю сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, настоятель собора протоиерей Сергий Моздор, благочинный Архиерейского церковного округа протоиерей Александр Беляев, клирики собора и духовенство Воронежа.

По отпусте литургии митрополит Сергий поздравил духовенство и прихожан с престольным праздником и обратился к ним с проповедью:

"Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры, с двунадесятым праздником, престольным праздником нашего храма – Сретением Господнем!

Сегодня – воскресный день, который подготавливает нас к вступлению на поприще Великого поста и мы вспоминаем о Страшном суде, который грядет для каждого человека в определенное по земным меркам время. И Господь придет так же, как сказано в Деяниях святых апостолов. Как вознесся Он с горы Елеонской на облаках, так же Он придет судить живых и мертвых. Во славе откроется та истина, которая является для многих неразрешимым вопросом. И люди, исходя из своего рационального жизненного опыта, из своего личного опыта и опыта всего человечества, настраивают себя на то, чтобы быть критиками и все подвергать своему сомнению и искать истину. И истин, кажется, столько, и такое множество их было за историю человечества, что одни из них отражали очень примитивно отблеск славы Божией, другие, наоборот, отвергали бытие Божие, и утверждали, что все сотворено путем эволюционного процесса развития жизни на земле, и вообще никто не может обладать вечной истиной.

Христос принес нам в Своем Евангелии Истину вечную, которую мы с вами знаем, и которую ленимся исполнять. Которой избегаем и всячески оправдываем себя – что мы не будем фанатиками, что мы не будем людьми, которые отвергают что-то такое современное и, как нам кажется, очень важное. Но, когда придет Христос Спаситель, для каждого человека будет ответ, что есть единая истина – истина в Боге, в Его бытии, истина в творении любви и добра. И по этому принципу, по исполнению для христиан заповедей евангельских, а для всех других людей – исполнению нравственного закона, закона любви и милосердия, и будет судиться каждый человек, какой бы он ни был традиции и философского направления рассуждения, какой бы он ни был религиозной принадлежности: или современных религий или тех, которые канули в лету. Но каждый человек будет судиться. Христиане по Евангелию, а остальные будут судиться по закону совести, как они исполняли эту волю Божию. И мы с вами должны понимать всю ту ответственность, которая перед нами предстоит.

Церковь не пугает нас неотвратимостью этого, а просто напоминает нам о том что мы живем по земному времени, солнце отсчитывает нам и минуты, и месяцы, и годы – вечность. А у Бога нет времени, у Бога все в настоящем, и мы с вами живя здесь на земле должны использовать наше, по земным меркам, время для того чтобы воспитать себя, наполнить душу свою мудростью и любовью к Богу. Поэтому если мы исполняем закон Божий, и если в душе нашей живет Дух Святой, то этот Суд – страшный. Почему он называется "страшным"? Не потому что там какие-то кары, а потому что он будет справедливым. И от справедливости Божией никто не уклониться, и мы просто отойдем в ту сторону, которой мы заслужили своей жизнью – или к праведникам или к грешникам. И Христос нам говорит, что праведники будут наследовать жизнь вечную, а грешники будут мучатся в определенном месте, которое называется везде и всегда – адом. Вместе с сатаной, который за свой обман и искушение человеческого рода будет так же подвержен этому заключению в узах ада.

Мы с вами должны иметь стимул для счастливого восприятия нашей действительности, нашей жизни. Мы с вами должны действовать так и жить так, чтобы нам никогда не было скучно от жизни, но что бы мы всегда старались сделать свою жизнь интересной. Чтобы она была полезной для других людей –в этом и есть смысл жизни. Строить нашу жизнь не столько для себя, сколько для других людей. И высший критерий отношения к нашему состоянию, нашему богатству – это случай когда ко Христу подошел богатый юноша и спросил: "Что мне делать чтобы наследовать жизнь вечную?" И Христос сказал ему элементарные заповеди Ветхого Завета: люби Бога, почитай отца и мать и будешь долголетен на земле и наследуешь жизнь вечную. Но этот юноша снова недоволен своим положением и он сказал Христу: "да все это я исполнил от юности, что мне еще надлежит сделать?" И Христос взглянув на него сказал: "Тогда осталось одно – иди, продай свое имущество и раздай его нуждающимся". И мы знаем что этот юноша отошел с печалью, потому что был богат и не мог себе представить, как он будет жить здесь на земле без тех удобств, в которых он привык жить. И мы должны понимать это Евангельское событие не как прямое указание, что нам необходимо жить в нищете, а что здесь, на земле ничего нет дороже вечности, в которую мы все пойдем после окончания нашего земного пути. И выбор который мы должны сделать между удобствами земной жизни и блаженствами вечности, должен быть в пользу вечности. Мы не понимаем и не знаем для чего нас Господь вызвал из небытия, для чего Он задумал такое грандиозное дело, как создание не одного человека, а многих миллиардов людей, которые сейчас живут все не мирно. Но вся вот эта не мирность состоит только в том, что человек не определился в своей душе. Или он творит дела любви и дела Евангельские или он, ссылаясь на Евангелие, творит дела зла. И это очень ясно в наше время, когда многие и многие государственные деятели живут по антиевангельским принципам, при этом часто упоминая Евангелие, Христа, но предлагая абсолютно другое их понимание. Для того, чтобы насадить в мире свою философию, в основе которой лежит идея отвержения Бога и ожидания антихриста и царства дьявола, как высшей справедливости в их понятии. Потому что им кажется, что это будет царство разума. Но дьявол всегда обманывал человека, и не будет этого счастья и царства – как не состоялось это счастье и царство у нас здесь, в Советском Союзе, когда мы семьдесят лет строили коммунизм без Бога на совершенно атеистических основах на принципах материализма. Строили его на принципах перманентной революции. Потом отказались от этого, создали замечательное, прекрасное и очень крепкое государство, которое выдержало натиск фашистской Европы. И сейчас мы с вами снова переживаем это ненавистническое отношение к нам, как к носителям Православной идеи, как к носителям Евангельской истины. И мы верим, что Бог действиетльно поругаем никогда не будет. Это наша аксиома. И мы испытав на себе, что эти призрачные поиски счастья без Бога на земле, приводит к такому состоянию, о котором мы, люди в возресте, очень хорошо помним. Помним не только злое, но и говорим, что было много хорошего и полезного. Ну а молодежь наша уже не знает основ той жизни, потому что она живет уже по другим законам. И дай Бог, чтобы наш принцип жизни оставался Евангельским.

Как сегодня празднует событие, когда Христос был принесен в храм, для посвящения Богу. И была жертва во искупление человека, чтобы взамен первенца мужского пола, которого было необходимо посвящать Богу, приносились в жертву птицы или животные. И за эту жертву он получал возможность жить обычной жизнью и не быть связанным так сильно с храмом. И Христос прервал эту традицию, которая был подготовительной к Его пришествию. И мы знаем, что теперь вместо принесения во храм и жертвы животных, мы приносим свою жертву, приносим жертву душе в таинстве Крещения. Когда воссоединяемся с Богом, когда получаем истину, когда получаем дары Святого Духа в таинстве миропомазания и встречаем Бога живого. И вот нынешний праздник это залог нашей жизни в Новом Завете.

Я всех поздравляю, с этим великим праздником, поздравляю всех с этими святыми подготовительными седмицами перед началом Великого поста. И желаю, чтобы последняя седмица, масленичная, была проведена нами не в разгуле и неумеренном потреблении яств, а служила бы подготовкой к великому подвигу, к подвигу Великого поста, чтобы мы с радостью встретили Светлое Христово Воскресение!

Храни вас Господь!"

Затем было совершено славление в честь праздника Сретения Господня.

Тропарь Праздника Сретения Господня, гл. 1:

"Радуйся, Благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тьме. Веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение".

Кондак Праздника, гл. 1:

"Утробу Девичу освятивый Рождеством Твоим и руце Симеоне благословивый, якоже подобаше, предварив, и ныне спасл еси нас, Христе Боже, но умири во бранех жительство и укрепи люди, ихже возлюбил еси, Едине Человеколюбче".