Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

21 Декабря 2015
Глава Воронежской митрополии совершил Божественную литургию и обратился к пастве с проповедью.

В Неделю 29-ю по Пятидесятнице митрополит Воронежский и Лискинский Сергий посетил Покровский собор г. Воронежа и возглавил совершение воскресного богослужения.

Высокопреосвященнейшему Владыке Сергию сослужили секретарь Воронежского Епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, настоятель Покровского собора протоиерей Сергий Моздор с клириками храма, настоятель Воскресенского храма г. Воронежа протоиерей Василий Володько, благочинный Архиерейского церковного округа протоиерей Александр Беляев.

После отпуста литургии митрополит Сергий обратился к пастве со словом душеполезного назидания на тему Евангельского чтения:

"Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры, с нынешним воскресным днем. Сегодня мы с вами слышали Евангельское благовестие об исцелении десяти прокаженных. Не случайно это чтение приходится на период Рождественского поста. В предпраздничные дни мы призваны внутренне себя подготовить к тому, чтобы в радости встретить Богомладенца Христа, Который рождается нам во спасение, дарует прощение всех наших прегрешений.

Евангелие повествует, что Христос шел о дороге и к Нему обратились несколько человек, стоящих в отдалении. Почему они стояли в отдалении? Потому что проказа – болезнь очень заразная и люди избегали общения с прокаженными. Поэтому они издали взывали ко Христу, прося Его о помиловании и исцелении. Христос подозвал их к Себе, преподал наставления и сказал: "Идите и покажитесь священникам" (Лк. 17: 14). Так было положено по закону Моисееву – священник в то время исполнял функции врача и имел право свидетельствовать, здоров человек или нет. Прокаженные поверили Иисусу и пошли. Внезапно они почувствовали, что исцелились: проказа сошла, тела их стали чисты, они сделались совершенно здоровыми людьми. С радостью они поспешили дальше в свой путь, чтобы после освидетельствования священниками вновь вернуться к общественной жизни, стать полноправными членами общества, а не изгоями, каковыми были во время болезни. Но один из исцелившихся возвратился ко Христу, пал перед Ним на колени и благодарил за совершенное исцеление. Иисус, обращаясь к апостолом и окружавшему его народу, говорит: "Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?" (Лк. 17: 17-18). Дело в том, что иудеи с самарянами не общались, презирали их за смешение с язычниками, искажение вероучения и несоблюдение Закона Моисеева. И вот, презираемый правоверными евреями еретик пришел и благодарил Христа за исцеление! Господь похвалил бывшего прокаженного за его веру и за искреннее чувство благодарности. Возникает вопрос: почему только этого самарянина похвалил Господь? Ведь все десять веровали и получили исцеление. Они не нарушили слово Христа – согласно закону Моисееву, они пошли, чтобы засвидетельствовать перед священником о своем выздоровлении, вероятно, совершили положенное жертвоприношение за свое очищение. Почему же только одному было сказано: "Вера твоя спасла тебя" (Лк. 17: 19)? Христос этим показывает, что оканчивается ветхозаветный, законнический период понимания духовной жизни. Закон Моисеев был "детоводителем" для еврейского народа (см.: Гал. 3: 24). Его требования касались внешней, физической деятельности человека. А Христос учит, что внешнего, без внутренней душевной праведности, исполнения предписаний Закона недостаточно. Самарянин же проявил чуткость души: он почувствовал, что не может уйти, не воздав славу Богу и пришел ко Христу, чтобы поклониться Ему не как простому Человеку и Учителю, а как Сыну Божию.

Христос принес в мир новые понятия о пути спасения. Не количество добрых дел, как думали иудеи, делает человека праведным. Вера должна быть в душе человека, на уровне его сердца, всех чувств и мыслей, и сообразно этой веры должна быть построена вся жизнь.

Отношения Израильского народа к Богу были введены в рамки закона государственного. Например, человека, уличенного в воровстве или нанесении побоев, закон наказывает. Но человек, ненавидящий другого, по состоянию души более злобный, чем ударивший – перед законом чист. Также и человек, укравший что-либо – виновен перед законом; а лукавый человек, сумевший ловко обойти закон – перед человеческим правосудием чист. Государственный закон не рассматривает духовную субстанцию личности, перед ним добропорядочным гражданином может быть внутренне совершенно негодный человек. Так и Моисеев закон: он наставлял творить добрые дела и обличал злые, регламентировал совершение принесение жертв и знаки внешнего богопочитания. Христос же учит обращать основное внимание на духовную составляющую. Он поясняет, что мало не нарушать заповедь, скажем, о прелюбодеянии, ибо если вы смотрите на лиц другого пола с вожделением, то уже совершили грех в душе своей. (См. Мф. 5: 28). Из сердца, говорит Господь, исходят лукавые и греховные помыслы (см. Мф. 15: 19), и согласие или борьба с ними происходит также в сердце человека и в его душе. Поэтому Спаситель нас призывает к чистоте души, чистоте помыслов.

Вот эту чистоту души и помыслов явил в своей благодарности самарянин, получивший от Христа исцеление. Он пришел и поблагодарил Бога, а все остальные – формально не погрешили, но внутренне остались холодны и неблагодарны и, обновившись своими телами, не обновились внутренне, духовно. А самарянин качественно изменился, он не мог продолжать жить так, как жил прежде. Его душа преобразилась, все в ней засияло и освятилось живой верой! Он почувствовал, что должен идти к Источнику святости и благодарить!

Это дивное Евангельское событие, осознанное нами, должно освятить наши души и этот малый труд Рождественского поста. Когда мы припадем к яслям Христовым, чтобы прославить Его Рождество, постараемся сделать это не только формально, внешне. Проанализировав всю жизнь, творчески ее переосмыслив, изменим свой менталитет, свою душу и сердце. Искореним в себе зло, направимся на пути добра. Желаю вам, дорогие мои, помощи Божией, счастья и любви, чтобы Господь всегда жил в вашем сердце, а вы бы никогда не оставляли Его!", - завершил свою проповедь митрополит Сергий.

По завершении проповеди Владыка Сергий преподал всем архипастырское благословение.