Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

15 Марта 2016
Во время утреннего уставного великопостного богослужения Глава Воронежской митрополии молился в Благовещенском кафедральном соборе, а вечером возглавил служение Великого повечерия с чтением умилительного покаянного канона прп. Андрея Критского.

В течение первых четырех дней Великого поста на повечерии читается покаянный канон преподобного Андрея Критского. Этот канон называется "Великим", поскольку содержит более 200 тропарей (в обычном каноне их редко бывает более 40), а также в силу богатства и разнообразия своего богословского содержания. Тема покаяния в нем раскрывается в контексте христианского учения о пороках и добродетелях. Многочисленные примеры покаяния, праведности и греховной жизни, заимствованные из Ветхого и Нового Заветов, проецируются на жизнь самого христианина, от лица которого написан канон.

"Творение преподобного Андрея можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха. Плач потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой, - писал протопресвитер Александр Шмеман своей книге "Великий пост". - С особым искусством святой Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и, выше всего – Христа и Церковь, с исповеданием грехов и раскаянием. События Священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом - как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены - как моя личная трагедия".

Творец канона оплакивает не только себя, но и все согрешившее человечество. Он припоминает все прегрешения, все грехопадения – от Адама до Нового Завета; ветхозаветные примеры в каноне составляют его большую часть – восемь песен. Святитель Андрей не просто вспоминает о грехе праотцев, он их переживает как будто собственные: "Первозданнаго Адама преступлением поревновав (прилежно подражав), познах себе обнаженна от Бога…" (песнь 1).

Преступления праотцев становятся прообразами страстей, мучающих человека: "Вместо Евы чувственныя мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл" (песнь 1). Или другой пример: "Кому уподобилася еси, многогрешная душе? токмо первому Каину и Ламеху оному, каменовавшая тело злодействы и убившая ум безсловесными стремленьми" (песнь 2). Здесь святой Андрей следует святому Максиму Исповеднику, для которого Каин – "приобретение, закон плоти", восстающий на Авеля, то есть на ум, сообразно символическому толкованию, и убивающий его. Вот что пишет преподобный Максим в "Амбигвах" (вопрос 49): "И если бы блаженный Авель соблюл это и не вышел вместе с Каином на поле, то есть не вышел до достижения бесстрастия на равнину естественного созерцания, то Каин, сущий и именуемый законом плоти, не восстал бы и не убил бы его".

Если святой Андрей вспоминает в каноне примеры ветхозаветной и новозаветной праведности, то, прежде всего, для того, чтобы укорить свою душу за леность и за греховность и призвать ее к подражанию, например: "Иосифа праведнаго и целомудреннаго ума подражай, окаянная и неискусная душе, и не оскверняйся безсловесными стремленьми, присно (всегда) беззаконнующи" (песнь 5).

Канон представляет собой широкую историческую панораму, в которой начертается история человеческого греха и человеческой праведности, отвержения Бога и Его принятия. Содержание канона глубоко христоцентрично, в каждой песни встречаются проникновенные обращения ко Христу, например: "Да будет ми купель кровь из ребр Твоих, купно и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса" (песнь 4). Единственный путь очищения, по мысли преподобного Андрея, – во Христе, через трезвение, подвиг, через деяние – к видению Божества.

Великий канон преподобного Андрея Критского основывается на мощном святоотеческом фундаменте, в нем прочитываются цитаты из святителя Мелитона Сардского, святого Ефрема Сирина, святителей Григория Богослова и Григория Нисского, святого Максима Исповедника и других отцов и учителей Церкви.

То, что нам дано в Покаянном каноне святителя Андрея Критского, является библейским, церковным, подлинно вселенским опытом покаяния, уязвления сердца, совлечения с себя ветхого, мертвого человека и облечения в нового Адама, во Христа Иисуса, Господа нашего.

Текст Великого канона, читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста (с параллельным русским переводом) можно прочесть, перейдя по ссылке внизу страницы.



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
Текст Великого канона, читаемый в понедельник первой седмицы Великого поста (с параллельным русским переводом)