Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

7 Апреля 2016
Накануне Благовещения Пресвятой Богородицы, престольного праздника кафедрального собора Воронежской епархии, митрополит Воронежский и Лискинский Сергий возглавил служение всенощного бдения.

Главе Воронежской митрополии сослужили викарий Воронежской епархии епископ Семилукский Сергий и клирики кафедрального собора.

По завершении великого повечерия была совершена лития (прилежное моление о всем мире) и освящение хлебов.

При совершении полиелея духовенством и двумя хорами собора было пропето особое величание: "Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою". При пении величания митрополит Сергий совершил полное каждение кафедрального собора.

После прочтения Евангельского зачала Владыка Сергий совершил помазание духовенства и народа освященным елеем.

В богослужебных текстах службы праздника раскрывается радостный смысл события Благовещения, описанного в Евангелии от Луки (I, 26-38). Предвечный Совет Святой Троицы - о Воплощении Единородного Сына Божия для искупления погибавшего в грехах человеческого рода и его спасения - был непостижимой тайной, сокрытой до назначенного Богом времени не только от людей, но и от Ангелов.

Когда приблизилось время воплощения Слова Божия, явилась Та, единственная в мире по Своей чистоте и святости, Дева - Преблагословенная Отроковица Мария. Единственная Чистейшая Дева, по святости и непорочности Она была усмотрена Промыслом Божиим, как достойная послужить делу спасения человеческого рода и стать Матерью Сына Божия.

Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии - так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник, посвященный воспоминанию о возвещении Архангелом Гавриилом Деве Марии тайны воплощения от Нее Бога Слова. Общее значение слова "Благовещение" - благая, радостная, добрая весть - то же, что и Евангелие; сугубое значение указывает на праздник Благовещения, отмечаемый 25 марта. Это священное событие совершилось, по церковному преданию, в шестой месяц после зачатия святой праведной Елизаветой святого пророка Иоанна Предтечи.

Пришло время совершения Тайны Промысла Божия о спасении мира: "Совет Превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста..." - воспевает Святая Церковь в начале праздничной службы великого праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Отроковица Мария - Та Самая Благословенная Дева, о Которой сказал пророк Исаия: "Се, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит с нами Бог" (Ис. 7, 14).

Пребывая в доме Своего Обручника старца Иосифа, Пресвятая Дева Мария однажды читала Книгу пророка Исаии и размышляла о величии Той, Которая удостоится быть Матерью Бога. Всем сердцем Святая Мария хотела увидеть Избранницу Божию и в глубоком смирении желала быть последней Ее служанкой. В тот благословенный день начала человеческого спасения, ставший днем воплощения Бога Слова, Пресвятой Деве Марии с небес явился посланный Богом Архангел Гавриил и приветствовал Ее словами: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами". Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что значит это приветствие.

И сказал Ей Ангел: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик, и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца". Мария же сказала Ангелу: "Как будет это, когда Я мужа не знаю?" Ангел сказал Ей в ответ: "Дух Святый найдет на Тебя, и Сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим..." Тогда Мария сказала: "Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел" (Лк. 1, 28-38).

Непоколебимая, глубокая вера Пресвятой Девы Марии и столь же глубокое Ее смирение, соединенное с пламенной любовью к Богу и преданностью Его Святой воле, явились той благодатной Нивой, в недрах которой явился Благословенный Плод - Богочеловек Иисус Христос, Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: "Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление..." (Тропарь праздника).

День Благовещения Пресвятой Богородицы является и днем воплощения Спасителя: от нынешнего дня - 25 марта по старому стилю - до 25 декабря (по ст. ст), когда празднуется Рождество Христово, проходит ровно девять месяцев.

У древних христиан этот праздник носил различное наиме­нование: "Зачатие Христа", "Благовещение о Христе", "Начало искуп­ления", "Благовещение Ангела Марии" и только в VII веке ему на Востоке и Западе было присвоено название "Благовещение Пресвятой Богородицы".

Тропарь Благовещения, глас 4:

Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.

Кондак Благовещения, глас 8:

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.