Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

1 Мая 2016
Богослужение с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа Глава Воронежской митрополии совершил в Благовещенском кафедральном соборе.

Высокопреосвященнейшему митрополиту Сергию сослужили викарий Воронежской епархии епископ Семилукский Сергий и клирики кафедрального собора.

Богослужение по своему устроению напоминает заупокойное – после Шестопсалмия и мирной ектении при торжественном пении тропаря "Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое" духовенство выходит на середину храма и став перед Святой Плащаницей совершает чтение 17-й кафизмы, стихи которой звучат в качестве припевов к коротким молитвам – похвалам. Эти молитвы исполняются попеременно несколькими хорами и поэтому называются греческим словом – антифоны.

По сложившейся традиции, похвалы на 17-й кафизме в Благовещенском соборе исполняются попеременно - духовенством, митрополичьим смешанным хором и митрополичьим мужским хором "Символ веры". По окончании 17-й кафизмы священнослужители уходят в алтарь и начинается пение канона Великой Суббоьы "Волною морскою".

Возглас "Слава Тебе, показавшему нам свет", как и все молитвы и ектении Великой Субботы совершается перед Плащаницей. Каждением во время пения Великого славословия начинается погребальный Крестный ход со Святой Плащаницей, после которого читается паремия из книги пророка Иезекииля о всеобщем воскресении мертвых, а затем – фрагмент послания святого апостола Павла к Коринфянам, в котором он говорит об искупительном смысле Крестной смерти Христа. После апостольского чтения поется Аллилуарий со стихами из Псалтири, которые подводят нас к преддверию праздника Пасхи и будут звучать до самого его отдания: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящи Его".

После этого читается Евангелие от Матфея, в котором рассказывается о том, как первосвященники попросили разрешения поставить у Гроба Господня стражу:

"На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать". (Мф. 27; 62-66).

После отпуста поется умилительная стихира "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного", во время которого верующие прикладываются к Святой Плащанице.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: "Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении".