Новости Воронежской и Борисоглебской епархии

9 Мая 2016
В Неделю 2-ю по Пасхе, воспоминание уверения апостола Фомы, Глава Воронежской митрополии совершил Божественную литургию в старинном Воскресенском храме города Воронежа.

Высокопреосвященнейшему Владыке Сергию сослужили секретарь Воронежского епархиального управления протоиерей Андрей Скакалин, благочинный Архиерейского церковного округа протоиерей Александр Беляев, настоятель Воскресенского храма протоиерей Василий Володько, настоятель Покровского собора г. Воронежа протоиерей Сергий Моздор и клирики Воскресенского храма.

После отпуста литургии настоятель Воскресенского храма протоиерей Василий Володько обратился к митрополиту Сергию со словами сыновней благодарности и преподнес Архипастырю букет белых роз.

В ответном слове Владыка Сергий поблагодарил отца Василия за теплые слова и благопожелания, после чего обратился к священнослужителям и всем молящимся со словами Пасхального приветствия, а также поздравил клир и прихожан храма с престольным праздником.

Краткие объяснения духовного смысла праздника "Недели Фоминой" и значения слова "Антипасха":

Неделя (т.е. воскресение) после Светлой седмицы называется Антипасхой (слово греческое, переводится как "вместо Пасхи" или "обновление Пасхи"), ибо в эту Неделю новым Своим явлением Господь повторил и обновил явление Свое, бывшее в первый день по Воскресении.

Согласно Евангельского повествования (см.: Ин., 20, 19-31), это происходило так: на 8-й день после преславного воскресения из мертвых Господь снова явился Своим ученикам, среди которых был на этот раз и апостол Фома, отсутствовавший при первом явлении Спасителя и не пожелавший поверить в Воскресение Господа до тех пор, пока сам не увидит Иисуса и не сможет осязать Его ран. Именно поэтому сей воскресный день называют Фоминым, а всю последующую седмицу – Фоминой.

Неверие Фомы называется в церковных песнопениях "добрым неверием", так как происходит не от ожесточения сердца, не пожелавшего поверить в Воскресение Господа, а от горячего стремления поверить в чудо, которого апостол желал всей душой.

Доказательством искренней преданности Фомы своему Учитель служит Евангельский эпизод: перед страданием Господа Иисуса апостол Фома хотел умереть вместе с Иисусом – "Пойдем и мы, – сказал он тогда другим ученикам, – чтобы и нам умереть с Ним" (См.: Ин. 11: 16).

Увидев Спасителя воочию, Фома воскликнул: "Господь мой и Бог мой!". Исповедание Фомы – это радостное посвящение себя Воскресшему Господу и Богу, принесение Ему в жертву лично всей жизни своей, полное признание Иисуса Господом и Владыкой, имеющим неограниченную власть над жизнью и смертью. "Господь мой и Бог мой!" - это не только исповедание веры, но и выражение любви, готовности "любить всем сердцем моим и всею душою моею, и всем разумением моим, и всею крепостью моею" (Мк. 12: 30)

Ответ Иисуса на это признание Фомы – это вечный урок нам, христианам: "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие".

Святитель Кирилл Александрийский говорит, что "Спаситель, удостаивая Фому увериться осязанием Его пречистого Тела в чуде Воскресения, утвердил во всех грядущих поколениях веру, опровергающую всякое предположение о видении учениками бесплотного духа, а не Самого Христа, явившегося во плоти".

C этого дня начинается круг Недель и седмиц целого года. В этот день в первый раз обновляется память Воскресения Христова, поэтому Неделя Антипасхи получила также название Недели новой, то есть первой, а также Дня обновления или просто Обновления. Такое название тем более подобает этому дню, что именно в восьмой день Господь благоволил "обновить" радость Воскресения Своим ученикам.

Наименование воскресения о Фоме Днем обновления указывает и на необходимость нашего духовного обновления. Указание на это мы находим во многих песнопениях службы Недели. Уже в тропаре праздника явившийся апостолу Фоме воскресший Господь прославляется как "всех Воскресение", как Тот, Кто обновляет в нас дух правый: "Дух правый теми (т.е. апостолами) обновляя нам". "Совершив Крестом Своим нас новыми вместо ветхих, нетленными вместо тленных, Христос повелел нам во обновлении жизни достойно жительствовати" .

За крестными страданиями Господа Иисуса Христа последовало Его преславное воскресение, соделавшее нас "новою тварью" (новым творением). Наступила весна обновления наших душ: "Днесь весна душам, зане (ибо) Христос мрачную бурю греха нашего отгна". "Царица времен (весна) веселит избранныя люди церковныя". "Днесь весна благоухает, и новая тварь ликует" .

Указывая на весеннее обновление природы, пробуждающейся под животворными лучами солнца после зимнего сна, служба в Неделю Фомину побуждает христиан пробудиться от сна греховного, обратиться к Солнцу Правды - Христу, открыть свои души для животворного действия благодати и, укрепив в себе веру, вместе с апостолом Фомой радостно воскликнуть: "Господь мой и Бог мой!"



ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:
История Воскресенского храма на приходском сайте


СМОТРИТЕ ТАКЖЕ:
"Храм Воскресения Христова г. Воронежа" - сюжет телеканала "Союз"